Найти тему
Деревенский дед

Школьные эксперименты: любопытные моменты…

Вне всякого сомнения, одним из главных достижений Страны Советов являлось бесплатное (и при этом довольно качественное) среднее и высшее образование. Но вот чего в нём было с избытком на протяжении длительной истории - так это постоянных экспериментов, многие из которых сегодня вызывают удивление и представляются любопытными.

Начнём со сталинского эксперимента по половому разделению учеников в советских школах. Зачем это надо было делать?

Общеизвестно, что раздельное обучение практиковалось в царской России почти во всех средних учебных заведениях (гимназиях, пансионах, реальных училищах и др.), исключение составляли лишь некоторые частные и коммерческие. При этом объём знаний, который давался в женских учебных заведениях, равно как и права, которые получали их выпускницы, был меньше, чем у представителей противоположного пола.

Учимся вместе! Конец 1920-ых. Фото из открытых источников.
Учимся вместе! Конец 1920-ых. Фото из открытых источников.

В целях устранения подобного неравноправия в мае 1918 года наркомом образования РСФСР Луначарским было введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Тут же обозначились все «подводные камни» подобного решения.

Совместное обучение стало создавать затруднения педагогического и организационного порядка, поскольку правильная организация учебно-воспитательного процесса в трудовых школах (так они тогда назывались) требовала учёта особенностей физической природы и развития мальчиков и девочек, в соответствии с которыми должна была осуществляться их подготовка к труду и будущей практической деятельности. К тому же, обострились вопросы дисциплины, обусловленные не всегда здоровыми взаимоотношения между противоположными полами. Тем не менее, «смешение полов» оказалось весьма успешным, поскольку уровень образования последующие два десятилетия неуклонно шёл вверх.

И вдруг в самый разгар войны в 1943 году громом средь ясного дня прозвучало решение о возврате к раздельному обучению в школах. Правда, касалось оно лишь школьников Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР, но вызвали в обществе неоднозначную реакцию. Как водится, самих детей никто не спрашивал, а они не были рады такому разделению: девочки хотели учиться вместе с мальчиками, а мальчики - с девочками.

А с девчонками-то было бы веселее! Фото из открытых источников.
А с девчонками-то было бы веселее! Фото из открытых источников.

Тут следует сказать, что ещё перед Великой Отечественной войной Сталин поставил задачу ввести раздельное обучение в средней школе вообще, мотивируя это решение тем, что цель доступности образования уже достигнута, неравноправие полов в стране ликвидировано во всех областях жизни советского человека и теперь в совместном обучении (которое было лишь временно мерой) больше нет необходимости.

Историки же считают, что к проведению этой реформы вождя всех народов подтолкнули вовсе не официально озвученные причины, а реалии военного времени и необходимость воспитания будущих защитников советской страны. В обучении мальчиков акцент делался на дисциплину и военные игры: оставшихся в годы войны без отцов ребят пытались заинтересовать уроками юного разведчика, курсом молодого бойца, тренировками по стрельбе и боксу. Девочкам же внушали, что они должны быть хорошими хозяйками и матерями, ну а если речь идёт о войне - отзывчивыми медсёстрами, поэтому у них в школьных приоритетах были уроки домоводства и оказания первой помощи.

Класс для мальчиков. Фото из открытых источников.
Класс для мальчиков. Фото из открытых источников.

Реформа затронула небольшую часть учащихся: например, для РСФСР число школ с раздельным образованием не превышало 2 % от их общего количества. Почему так мало? В немалой степени приходилось учитывать проблемы материально-технического порядка: отсутствие дополнительных помещений для раздельного обучения, необходимого военно-учебного и прочего оборудования и т.п. Как правило, в этом вопросе шли по пути формирования из двух соседних смешанных школ двух разнополых: в одну переводили мальчиков, в другую - девочек.

Класс для девочек в советской школе. Фото из открытых источников.
Класс для девочек в советской школе. Фото из открытых источников.

По итогам реформа оценивалась как не очень успешная: в женских классах успеваемость оказалась значительно выше, у мальчиков отсутствовала дисциплина и учителя порой не справлялись с таким масштабом «безотцовщины». Поэтому в июле 1954 года было принято решение о её отмене (по официальной формулировке - с учётом опыт работы школ, пожелания родителей и мнения учителей) и возврате к совместному обучению.

Раздельное обучение не коснулось сельских школ. Таких, как моя бывшая в с.Дмитрова Гора Конаковского района Калининской области. Фото 1950 года из личного архива автора.
Раздельное обучение не коснулось сельских школ. Таких, как моя бывшая в с.Дмитрова Гора Конаковского района Калининской области. Фото 1950 года из личного архива автора.

Почему-то считается, что оценки не только отражают индивидуальные достижения школьников, но и могут стимулировать их к более активной учебе. К тому же, ученики посредством их могут узнать свои сильные и слабые стороны, а учителя оценивать эффективность своего преподавания. А общий принцип оценочной системы в СССР всегда состоял в следующем: отметки должны были служить инструментом для измерения и улучшения знаний школьников.

Аттестат от 1895 года. Фото из открытых источников.
Аттестат от 1895 года. Фото из открытых источников.

Впервые современная пятибалльная система появилась ещё в Царскосельском лицее, но тогда она кардинально отличалась от привычной: оценки располагались от лучшей к худшей (1 - очень хорошо, 5 - очень плохо). В 1841 году была принята цифровая пятибалльная система оценки успеваемости, выглядевшая следующим образом: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (посредственно) и 1 (худо). Часто учителя по собственной инициативе использовали ещё отметку 0 (нуль), означавшую полное отсутствие знаний у школьника. В некоторых учебных заведениях применялась трёхбалльная система, где высшей оценкой являлась единица: 1 (весьма удовлетворительно), 2 (удовлетворительно), 3 (неудовлетворительно). В конце XIX века поэкспериментировали с безотметочным обучением, введя в практику простые оповещения родителей о плохой успеваемости ребёнка: вместо оценок учителя стали просто зачитывать индивидуальные характеристики учеников, типа «очень несамостоятельная и равнодушная ученица; трудно понять или разобрать, что она знает или не знает; из письменной работы видно, что старательно учит уроки».

Так до революции оценивались выпускницы женских гимназий. Фото из открытых источников.
Так до революции оценивались выпускницы женских гимназий. Фото из открытых источников.

В 1915-1916 годах в России был разработан проект средней школы. Было решено «способ оценки знаний учащихся на уроках цифровыми отметками и переводные экзамены считать устаревшими». По специальному циркуляру министра просвещения советам школ предлагалось выбирать систему оценки по собственному усмотрению.

При Советах некоторые учебные заведения сохранили две отметки - низшую и высшую, формулировки которых были самые разные: «успевает - не успевает», «изучил - не изучил». В 1939 году в оборот вернулись словесные оценки «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». А вообще вплоть до 1944 года в советских школах не было единой системы оценок. Учеников могли оценивать по 12-балльной, 10-балльной системе или использовать словесные оценки. И лишь постановление Совнаркома СССР расставило все точки над i, введя цифровую пятибалльную систему оценок успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы.

В 1960-ые была привычная пятибалльная система оценок. Фото из открытых источников.
В 1960-ые была привычная пятибалльная система оценок. Фото из открытых источников.

К слову сказать, и сегодня в российских школах проводится немало экспериментов по введению «безотметной» системы. Где-то вместо них вводятся специальные листы индивидуальных достижений школьников (в них преподаватель пишет, какие темы ученик освоил, а на какие нужно обратить дополнительное внимание): если ученик выполнил больше 50% проверочной работы, то этот модуль считается освоенным. Главный плюс - изменилось отношение школьников к учёбе: они с удовольствием ходят в школу, потому что нет страха, что могут поставить плохую оценку. А некоторые школы перешли на десятибалльную систему оценивания.

Теперь к вопросу о бесплатности советского образования. Так, оказывается, было не всегда. Незадолго до войны неожиданно для советских граждан вышло Постановление № 638, подписанное председателем СНК Молотовым, о введении с 1 сентября 1940 года в старших классах средних школ, в техникумах и высших учебных заведениях платы за обучение.

Так и хочется воскликнуть: переложили с больной головы на здоровую! Фото из открытых источников.
Так и хочется воскликнуть: переложили с больной головы на здоровую! Фото из открытых источников.

Видимо, в Кремле прекрасно осознавали, что война с фашизмом неизбежна. Поэтому стране срочно требовались огромные средства на увеличение своего оборонного потенциала. Данный закон стал по сути констатацией факта, что государство временно не может взять на себя все расходы на образование и вынуждено переложить на граждан часть этих затрат.

Вслух это, конечно, не озвучили. Официальной версией стало то, что граждане СССР стали жить намного лучше, а потому негоже только лишь государству продолжать тратить на образование столь огромные средства - пришло время раскошелиться и самому народу.

Учащиеся ФЗУ в предвоенные годы. Фото из открытых источников.
Учащиеся ФЗУ в предвоенные годы. Фото из открытых источников.

Была ещё одна причина такого непопулярного решения. В конце 1930-ых молодёжь все больше стремилась получить хорошее образование и всё меньше хотела учиться в ФЗУ. И это при том, что в те годы в СССР рабочих рук тотально не хватало. Введением оплаты за образование власти подталкивали часть молодых ребят к учёбе в профтехучилищах. Иного выхода у государства не было - на кону стояло будущее страны!

Оплата составила в старших классах школ и в техникумах 150 руб. в год, в Москве и Ленинграде - 200 руб. При средней зарплате в стране 330 рублей в 1940 году это относительно немного. Конечно, если в семье работали двое родителей и было не больше двух детей. Если же мать растила несколько детей одна, то тогда приходилось несладко. Воспитанники детдомов и дети инвалидов и пенсионеров продолжили получать образование бесплатно.

Оплата за обучение производилась равными долями два раза в год. Фото из открытых источников.
Оплата за обучение производилась равными долями два раза в год. Фото из открытых источников.

При Хрущёве плату за обучение отменили. И вот какой парадокс: постепенно в стране упало качество образования (если судить по числу школьных медалистов в конце 1980-ых по сравнению с серединой 1950-ых). Получается, что платное сталинское образование стимулировало учиться лучше? В общем, есть над чем поразмышлять…

Спасибо товарищу Сталину за... Сами знаете - за что! Фото из открытых источников.
Спасибо товарищу Сталину за... Сами знаете - за что! Фото из открытых источников.

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!