Хотелось бы поделиться еще одной методикой, которую я применяю очень часто в работе с детьми. Это проективная методика «Лесенка» В. Г. Щур.
Данная методика обычно используется для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Возрастной диапазон, для которого я использую «Лесенку» - старший дошкольный и младший школьный возраст, если ребенок с особенностями развития, то могу применить ее и к ребятам постарше. В целом эта методика позволяет определить самооценку ребенка с помощью минимальных затрат, в любых условиях.
Для проведения методики «Лесенка» необходим лист бумаги и карандаш. Можно использовать готовый шаблон или бланк с изображением лесенки и заготовленных человечков. Я же, бывает, просто рисую на листе лестницу из семи ступеней, как показывает практика на качество и результат это никак не влияет. Данная методика проводится индивидуально. При этом в беседе с ребенком мы даем следующую инструкцию: «Представь, что на этой лестнице расставили всех-всех детей, которые есть на планете Земля. На самую верхнюю ступеньку постаяли самых хороших, самых добрых, самых умных, самых любимых, послушных детей. На второй тоже хорошие, добрые, умные любимые, но чуть-чуть похуже. И чем ниже ступенька, тем хуже дети. Сам себя, куда бы ты поставил, на какую ступеньку?» После ответа ребенка, задаем уточняющие вопросы: «А почему именно сюда?», «А ты такой на самом деле или хотел бы быть таким?» На этом этапе беседа будет строиться в зависимости от возраста ребенка и от его индивидуальных особенностей, его реакции на вопросы. Поэтому очень чутко отслеживаем психоэмоциональное состояние ребенка, аккуратно строим беседу, отталкиваемся от аргументов ребенка, долго ли он раздумывает, сложно ли даются ему ответы.
Затем можно перейти к вопросам о том, на какую ступеньку по-мнению ребенка определили бы его папа, мама, бабушка, дедушка, сестры, братья. Таким образом, в ходе обследования также можно получить очень важную и нужную информацию для построения психотерапевтических гипотез. Можно увидеть картину мира ребенка, понять то, как он себя ощущает в семье, какие имеются точки напряжения в семейных взаимоотношениях. Также можно применить эту методику для изучения внутришкольных взаимоотношений
В качестве примера можно привести случай с девочкой из приемной семьи. В беседе ребенок поставил себя на самую верхнюю ступеньку, но в ходе беседы стало понятно, что девочке именно хотелось бы оказаться там, а на самом деле самоощущает она себя совсем по-другому. Мама бы поставила ее на пятую ступень, а папа на самую нижнюю. В ходе работы девочка объяснила это тем, что она плохо учится, что плохо следит за младшими сестренками, за это родители ругают ее. Конечно, это дало основание и точки опоры для построения дальнейшего психотерапевтического маршрута работы с данной семьей.
С уважением, клинический психолог, специалист по работе с кризисным детством Гришакова Ирина Дмитриевна.
Автор: Гришакова Ирина Дмитриевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru