Карл Рэнсом Роджерс - известный американский психолог, один из основателей направления гуманистической психологии, которая подчеркивает важность самореализации и самоактуализации. Он утверждал, что люди стремятся к росту и развитию, и что психотерапия должна быть направлена на помощь людям в достижении этих целей.
Роджерс родился 8 января 1902 года в Оук-Парке, штат Иллинойс. Он был четвертым из шестерых детей в семье. Родители Карла были глубоко верующими людьми и придерживалась строгих религиозных правил.
Юношеские годы Карл провел на ферме недалеко от Чикаго, куда его семья переехала, когда ему было 12 лет. Родители Роджерса, безусловно, любили своих детей, но их догматичная приверженность ортодоксальным религиозным взглядам заставляла усомниться в том, что они были действительно счастливы и довольны друг другом.
В школе Роджерс проявлял интерес к агрономии и намеревался после окончания посвятить себя сельскому хозяйству. Чтобы осуществить задуманные планы Карл подал документы в Висконсинский университет и поступил туда в 1919 году на сельскохозяйственный факультет, но закончил университет в 1924 году со степенью бакалавра по истории. К этому моменту он прошел единственный курс по психологии заочно.
В период обучения в Висконсине Роджерсу посчастливилось провести полгода в Китае на конференции Всемирной студенческой христианской федерации. Эта поездка существенно расширила взгляды Карла, и сделала его менее зависимым от жестких религиозных взглядов семьи. Тем не менее, религия и теология по-прежнему играли значительную роль в жизни Карла, и после окончания учебы в Висконсине, Роджерс поступил в Нью-Йоркскую теологическую семинарию.
Возможно, что именно в семинарии Роджерс подошел к необходимости сделать главный выбор в своей жизни, когда понял, что и служители церкви, и специалисты психологи стремятся к общей цели – помогать людям, попавшим по тем или иным причинам в трудную ситуацию. Но уже в тот период Роджерс начал испытывать все большее разочарование по поводу пастырской деятельности и религиозной философии в целом, базировавшейся на схоластических установках, не выдерживающих никакой критики со стороны рационального общенаучного подхода к исследованию природы, человека и общества.
После двух лет учебы, Роджерс оставил семинарию и сосредоточился на изучении клинической психологии, поступив в Учительский колледж Колумбийского университета. Обучение в Колумбийском университете принесло Роджерсу степень доктора психологии и помогло создать необходимый фундамент для развития его таланта.
С этого момента Роджерс начал активную деятельность в качестве кризисного детского психолога, активно занимался помощью детям из неблагополучных семей, а также подросткам с делинквентным поведением, проявил свой административный талант в качестве директора Рочестерского центра направляющей помощи.
Переход Роджерса на академическую работу состоялся после публикации его знаменитой книги «Клиническое лечение проблемного ребёнка» в 1939 году и получения им должности профессора в Университете штата Огайо.
Основной вклад Роджерса в психологию заключается в основании им клиент-центрированного направления в психотерапии. Эта форма психотерапии базируется на представлении о том, что люди имеют все необходимые внутренние ресурсы для решения своих проблем, и что психотерапевт должен выступать поддержкой и наставником, а не экспертом, который раздает прямые советы.
Один из главных постулатов клиент-центрированной терапии заключается в том, что клиент сам знает, что ему нужно для решения своих проблем. Поэтому задача терапевта заключается не в том, чтобы давать советы или рекомендации, а в том, чтобы помочь клиенту осознать свои эмоции, мысли и с помощью такого осознания скорректировать свое поведение.
Роджерс утверждал, что каждый человек имеет врожденную тенденцию к самоактуализации, то есть к полному раскрытию своего потенциала. Он считал, что для достижения этой цели необходимо создать условия, в которых человек может свободно выражать свои чувства и мысли, не опасаясь осуждения или критики.
Клиент-центрированный подход может быть полезен для людей, которые испытывают трудности с адаптацией в социуме, имеют проблемы с самооценкой или страдают от депрессии. Он также может помочь людям, которые хотят изменить свою жизнь и стать более успешными.
Роджерс внес значительный вклад в образование, утверждая, что учителя должны быть более внимательными к потребностям и интересам учеников, а не просто передавать информацию.
Карл Рэнсом Роджерс был удостоен многих наград и признаний за свою работу, включая премию Американской психологической ассоциации, и до сих пор он остается одним из самых влиятельных психологов XX века. Его идеи и методы остаются актуальными и востребованными в современной психологии.
Автор: Ширяев Игорь Анатольевич
Психолог, Психолог-тренер
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru