Найти тему
InDiplomacy

Потенциал БРИКС и их партнёров в формировании новой валютной системы

Одним из ключевых трендов в развитии международной финансовой системы становится её дедолларизация, что подразумевает постепенный отход от доллара в качестве главной валюты, используемой как для международных торговых расчётов, так и для формирования резервов. Важная роль в этом процессе отведена странам БРИКС как крупнейшим экономикам мира, обозначившим переход к расчетам в национальных валютах в числе главных целей своего сотрудничества. Между тем, внимание также привлекают страны, взаимодействующие с государствами «пятерки» в рамках таких форматов как «БРИКС плюс» и «БРИКС-аутрич», чей потенциал экономического роста обуславливает их способность оказать значимое влияние на реформирование мировой финансовой архитектуры в сторону расширения роли альтернативных валют.

Одно из центральных мест здесь отведено Ирану. В настоящий момент страна постепенно восстанавливается после кризиса, вызванного проводившийся в её отношении политики санкций, и приведшего к обесцениванию иранского риала. Еще в 2017 г. Иран подписал соглашение с Турцией о переводе двусторонней торговли на национальные валюты. Расширяется применение риала в расчетах по сделкам в рамках регионального экспорта нефти. Все активнее национальные валюты применяются во взаимной торговле Ирана с Китаем и Россией. В случае последней сделки такого типа составляют уже более 60% от их общего количества. Кроме того, власти страны активно продвигают собственное видение будущего международной и региональных финансовых систем. Так, в 2022 г. Иран выступил с инициативой создания новой валюты для торговли с Россией, Китаем, Индией, Пакистаном и другими членами Шанхайской организации сотрудничества. В январе 2023 г. стало известно, что Центральный банк страны рассматривает возможность создания общего с Россией стейблкойна, обеспеченного золотом. Безусловно, реализация данных инициатив – вопрос для обсуждения на долгосрочную перспективу. Тем не менее, тренд на плюрализацию валютных взаимоотношений очевиден.

Экономический вес своей валюты укрепляет ещё одна страна, подавшая заявку на вступление в БРИКС – Аргентина, но, к сожалению, заявку отозвавшая в связи с изменение политического курса в конце 2023 года. Государство активно включается в новую валютную систему, расширяя объем международных сделок, рассчитываемых в национальной валюте – аргентинском песо. Важным шагом в этом направлении стало подписание в апреле 2022 г. Меморандума о взаимопонимании между Китаем и Аргентиной, в котором страны договорились продвигать свои валюты при инвестициях и двусторонней торговле. Зависимость от доллара призвана уменьшить и инициатива движения к общей южноамериканской валюте, поддерживаемая Аргентиной и её партнёром – членом форума БРИКС – Бразилией.

Национальные валюты других новых стран и партнёров БРИКС – Египта, Бахрейна, Алжира, Саудовской Аравии, ОАЭ – на данном этапе имеют недостаточную представленность в международных расчётах и все ещё сильно привязаны к доллару. Тем не менее, каждая из стран так или иначе выразила заинтересованность в расширении доли сделок в национальных валютах, равно как и в наиболее сильной альтернативной доллару валюте – юане.

В современных условиях падения доверия к традиционным валютам, свободное хождение которых становится политически обусловленным, валюты развивающихся экономик приобретают все более существенный вес в международных расчётах и формировании валютных резервов. Институционально данная тенденция может найти отражение в рамках действующих механизмов БРИКС, в частности Нового банка развития и Пула условных валютных резервов, инструментарий которых помимо прочего может сыграть важную роль в поощрении использования национальных валют в качестве способа ограничения валютных расхождений.

Подготовлено Центром инновационной дипломатии БРИКС и ШОС.

Автор: Владислава Антонова