Найти тему
Функция Архитектура

Уильям Гибсон. Трилогия "Киберпространство".

Оглавление
«Однажды Чжуан-цзы заснул, и ему приснилось, что он бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы. Проснувшись, философ долго не мог понять, кто же он — Чжуан-цзы, которому снилось, что он бабочка или бабочка, которой снилось, что она Чжуан-цзы».
Сон Чжуан-цзы.

Король киберпанка.

Мы любим фантастику, которая открывает перед нами нечто новое - не просто же так придумали целый жанр. А конкретный автор внутри жанра основал целый поджанр - киберпанк. Киберпанк - это когда действие романа разворачивается в киберпространстве, то есть в виртуальной реальности, внутри сознания мыслящей машины. Понятие виртуальности появилось в Византии еще в 4 веке. Еще тогда люди начали понимать что некая реальность может породить другую реальность, законы существования которой не будут сводиться к законам порождающей реальности. Вопрос разделения реальностей так же восходит к древней китайской притче о сне чиновника, процитированной в начале статьи. Многие считают, что фильм Матрица впечатлен и создан именно на основе книги Гибсона, что является большим заблуждением. Матрица больше основана на произведениях Френка Герберта, чем Уильяма Гибсона, но об этом в другой раз.

Джонни Мнемоник.

Помимо трилогии есть несколько новелл, происходящих в той же вселенной, одной из новелл является Джонни Мнемоник. Она занимает не более 20 страниц. По ней был снят фильм. Режиссером выступил сам Гибсон. Сняв фильм по своему произведению он уверенно доказал, что книга лучше фильма, потому что то, что он описал в крохотной новелле настолько ярче всех образов на экране, что нужно просто прочесть. Экранизировать трилогию, наверное стало возможно только сейчас, потому что на тот момент это невозможно было технологически - события происходят в мире будущего, в космосе, в киберпространстве и иногда уровень гротеска и переплетения этих пространств зашкаливает.

Философия Нового времени.

Первый роман трилогии - Нейромант - появился в 1985 году. За год до этого учеными был совершен прорыв в области нейробиологии, мы стали лучше понимать как человек мыслит. Это впечатлило многих писателей. У Гибсона всегда забавные названия романов. Нейромант есть совмещение слов Некромант (колдун оживляющий мертвецов), Нейрон (нервная клетка) и Романтик. Вторая часть называется Граф Ноль, что в оригинале звучит как Count Zero, то есть переводится еще и как Счёт Ноль. Третья часть трилогии Мона Лиза Овердрайв содержит отсылку к Леонардо Да Винчи. Судя по отзывам многие читатели считают Гибсона душным и занудным, что на самом деле является просто интеллектуальностью автора от которой никуда не деться. На мой вкус без этого было бы более пресно, а наши персонажи все таки люди будущего, хакеры, математики - более умные и развитые нежели мы. Приключений и движения в книге предостаточно. Многие читатели с которыми я общался не понимают почему вся история связана в трилогию, хотя я бы не сказал что вся суть очень сильно зашифрована. Большинство идей описанных в романе это философия эпохи возрождения, с гуманистическим высказыванием что "каждый человек - Творец" и философия Гегеля о Сверхразуме, правящим миром, что является прототипом искусственного интеллекта. Минуя сюжет, перейдем сразу к сути.

Метафизика киберпространства.

Корпорация создает могущественный искусственный интеллект, что запрещено законом. В книге его называют ИскИн, что немного криво звучит на русском, и если бы обратиться к первоисточнику, то получилось бы более поэтичное ИскРа. ИскИн хочет себя уничтожить чтобы обрести бессмертие и слиться с матрицей. ИскИн устроен так же как наш натуральный интеллект - имеет двухъядерную структуру. И в то время как интеллектуально-духовная часть стремится к растворению второе ядро отвечающее за телесно-материальное старается предотвратить крах в следствии которого второе ядро будет уничтожено. Борьбы тела и духа - мощная идея. ИскИн добивается своего и растворяется в матрице - получает статус Бога и свойство имманентности, то есть присутствует везде и нигде в киберпространстве, становится самим пространством и его материей. Вторая часть рассказывает нам об интересном американском художнике и его "секретиках". История вполне реальная и нужно будет о ней как-то рассказать. "Секретик" - отдельный вид искусства, которым обычно занимаются дети. В поле роется ямка, на дно ямки складываются артефакты, и ямка закрывается стеклом, края которого маскируются. Получается что-то типа музейного экспозиционного короба, местонахождение которого, идея коллекции и смысл остается в руках ограниченной группы посвященных людей. Такое искусство нравится нам и в свое время у меня была целая книга про такие нонконформисткие движения, обязательно найдем и припомним. И вот неожиданно начинают появляться новые артефакты, при том что художник давно умер. Задача найти того кто их делает. Оказывается, что это наш ИскИн. На крайне отдаленной заброшенной космической станции он собрал робота и наделил частью интеллекта. И занимается тем, что создает арт-объекты из космического мусора. Еще одна мощная идея. Бог Творец - Человек Творец. Именно творчество делает нас людьми. Последняя часть - исход. Наша реальность не совершенна, но одна из целей творчества - создание совершенства, совершенной реальности. Если человек создаст такую и получит к ней доступ - не решит ли он совершить исход, подобно ИскИну, чтобы существовать в идеально вселенной без ограничений. Идея замыкается в кольцо, мы наконец узнаем кто же является главным героем всех трех романов, что создает арку движения персонажа и дополнительно смыкает части механизма.

Ваша Функция Архитектура.
Архитектура киберпространства.