Найти в Дзене

Задание 13 ВПР за 6 класс "Какую цифру зачеркнула Марина?"

Марина загадала четырехзначное число. Из загаданного числа она вычла сумму его цифр, у полученной разности зачеркнула одну цифру и получила 574. Какую цифру зачеркнула Марина?

Картинка для обложки из интернета
Картинка для обложки из интернета

Представим условие задачи в таком виде:

На схеме: Из четырехзначного числа вычли сумму его цифр, из результата вычеркнули одну цифру, например последнюю, и получили 574.
На схеме: Из четырехзначного числа вычли сумму его цифр, из результата вычеркнули одну цифру, например последнюю, и получили 574.

Для определенности будем считать зачеркнутой последнюю цифру, но имеем ввиду, что зачеркнутой может быть любая по счету цифра.

Она обозначена знаком вопроса на рисунке
Она обозначена знаком вопроса на рисунке

В условии упоминается, что вычли сумму цифр числа. Это наводит на мысль о признаках делимости натурального числа на 3 и на 9 👇

-4

Или наоборот,

-5

Попробуем зацепиться за эти правила и доказать,  что полученная разность, к примеру 574?, делится либо на 9, либо на 3.

Пусть четырехзначное число, которое задумала Марина, имеет вид abcd, где а - число тысяч, b - число сотен, с - число десятков, d - число единиц. Представим его в виде суммы разрядных слагаемых: 

abcd=a•1000+b•100+c•10+d

Составим разность этого числа и суммы его цифр и приравняем к числу 574?: 

(1000а+100b+10c+d)-(a+b+c+d)=574?

Раскроем скобки, упростим выражение. 9 вынесем за скобки:

-6

Вспомним ещё одно правило:

-7

По этому правилу произведение 9•(111а+11b+c), равное 574? делится на 9. Исходя из признаков делимости, сумма цифр 5+7+4+? тоже делится на 9. А это возможно, если вместо знака вопроса поставить 2, так как 5+7+4+2=18, а 18 кратно 9. Заметим, что никакая другая цифра, кроме 2, при подстановке вместо знака вопроса в число 574? не даст делимость на 9 всего числа.

Поэтому зачеркнутая Мариной цифра - двойка.
Она может стоять на любом месте. Вычеркнув ее, получим 574.
Она может стоять на любом месте. Вычеркнув ее, получим 574.

К примеру, Марина задумала число 5760. Вычла сумму его цифр 18 и получила 5742. Вычеркнула 2 и получила 574.

или

Марина задумала число 5742. Вычла сумму цифр 18 и получила 5724. Вычеркнула 2, осталось 574. И т.д.

Я привела примеры, когда Марина задумала число, делящееся на 9, вычла сумму цифр числа, тоже делящуюся на 9, и в результате разности получила число, делящееся на 9. Но могло быть и по другому.

Ох и сложные же задания придумывают авторы задачи для шестиклассников!

Итак, ответ: Марина вычеркнула цифру 2.

Задача решена.

Она взята из тренировочного варианта ВПР.

-9

Спасибо, что прочитали. В следующей публикации покажу решение задачи про Сашу и Костю. Пока прочитайте, можете подумать над решением и написать его в комментариях.  

Саша и Костя по очереди вычеркивают по одной цифре из числа 456127, пока не останется трёхзначное число. Саша начинает, и его задача - сделать трёхзначное число как можно меньше. А Костя хочет, чтобы трёхзначное число было как можно больше. Может ли Саша получить число, меньшее 445, как бы ни действовал Костя?

Дорогие читатели! Благодарю вас за то, что вы у меня есть. На подготовку к ВПР время программой не выделяется, подобных задач в учебниках нет. Учитель из-за нехватки времени на уроках даёт задания ВПР домой. Дети и родители при выполнении домашних заданий обращаются к интернету и по поисковым системам находят иногда и мой канал. Сейчас, накануне ВПР, прочиток и время просмотра стало больше, что радует. Соответственно и оплата больше.

Подписывайтесь на канал будем дружить и помогать друг другу. Успехов вам во всех добрых делах и крепкого здоровья.

С вами автор Любовь.