Найти в Дзене

Поэтика криптотрейдинга

Почти три недели я провел в чате крипто-трейдеров, наблюдая за их беседами. Чат огромный и насчитывает около 40 тысяч участников. Активность, как свойственно конференциям, проявляет значительно меньшее число людей. Хотя разница между потенцией и актуальностью в области высказываний не помеха для появления локальных персонажей, обнаружения сюжетов, вокруг которых вращаются переживания, визуализируемые в мемах, и для пары тысяч сообщений в сутки.

Часы, когда я захожу в чат, приходятся на промежуток с 10 до 13 и на поздний вечер, уже на рубеже полуночи. Тогда активизируется и, соответственно, затихает азиатский рынок, весьма интенсивно воздействующий на обстановку на бирже. С учётом моей минимальной активности и опыта чтения чата на приведенные интервалы приходится период бури эмоций, планирования, подведения итогов со стороны русскоязычного сообщества.

Мое внимание по традиции привлекло восприятие трейдерами своего занятия. Я поставил перед собой цель попробовать окунуться в их мир и в качестве задач определил понимание устройства криптоторговли (что такое лонгирование, шортование, как работают боты, что такое деривативы), ценообразования и, конечно, местной мифологии. Мифы там достаточно яркие, пусть я и выделил всего пару. Их присутствие повсеместно проскальзывает за фактурными шутками и трагедиями и, как мне видится, криптотрейдеры не конца отдают отчет об их существовании. Вот несколько очерков о драматургии и поэтике крипто-трейдинга.

Краеугольный камень их занятия - торговля и долгосрочные инвестиции в криптовалюту. Крипта отличается колоссальной волатильностью и все же центральные персонажи мира криптовалют имеют склонность расти. Если сравнить рынок крипты с рынком акций, мартовские события 2022 года на отечественных биржах в мире крипто торговли происходят регулярно, показывая ошеломительные падения и взлеты. Здесь и первая легенда.

Полагаю, высокая волатильность вкупе с надеждами, что приводят людей, породили запоминающуюся идиому, заодно составляющую миф: [взлет] «ту зе мун». Иными словами, о фантастическом росте, естественно приходящемся на активы криптотрейдера. Легенды утверждают, что для полета "ту зе мун" требуется великое падение, предшествующее стремительному росту. Эпитет «великое» здесь кстати. Предварительный крах как возвращение к упущенным золотым временам, куда люди не имели доступа из-за отсутствия участия в эирдропах, ipo или из-за незнания о существовании криптовалюты. Подозреваю, в данной мифологеме косвенно отзывается фантазия про «начать все с начала», «повернуть время вспять», для придачи рациональности вкладываемая в золотое правило экономики: спрос рождает предложение. С правилом, как мы знаем, не все так очевидно. Иногда предложение рождает спрос на пустом месте. В контексте вселенной криптовалют я бы упомянул о скаме, создающем бесперспективные инвестиционные пузыри, чьи ноги иногда растут из прошлого десятилетия, когда крипта была малозаметна и использовалась преимущественно в неугодных государствам делах. Но в сумме, на мой взгляд, перед нами миф о возвращении золотого времени, при котором вовремя пойманное подешевение привлечет достаточно средств, чтобы после избранная монетка покорила новую планку в стоимости.

Лаконичная формула, сулящая успех выше любых ожиданий, прирастает к любым личным вложениям. В массовом сознании ее адресат в основном биткойн, хотя это еще та кукла для битья: то чат заполоняют мольбы о падении, то о подъеме. Есть еще одна конкретная монетка, чья история приносит особую интонацию в слова «ту зе мун». Это Doge, чья известность обязана Илону Маску, прославленному покорителю звезд и социальных сетей. Ее знаменитый взлет после публикации Маска оставил след, позволив монетке приобрести верных сторонников и мечтателей, верящих, что однажды Илон снова запустит ценник Doge высоко в звезды. Кто-то регулярно покупает Doge в небольших количествах, кто-то мониторит обещания Маска и ищет там сигналы для роста, другие - просто ценят момент и веселую картинку в цифровом кошельке.

К настоящему моменту график Doge напоминает график РКК "Энергия", чьи акции фантастически выросли со взлетом Луны-25 и начали ощутимо падать после крушения ракеты, однако все же приобрели в стоимости. Предполагаю, что история в духе акций "Сбербанка" после начала СВО не так захватывает воображения из-за своей умеренной, пусть и неуклонной динамики в противовес "мгновениям", которые так приятно пережить.

Более матерые трейдеры, ведущие крупные каналы и располагающие ощутимым капиталом, подобной надежды - поймать миг астрономического роста - придерживаются реже, чаще отмечая необходимость пользоваться даже небольшими сдвигами по меркам стоимости монет. Описанный миф, вобранный в емкую фразу, вызволяет интонацию главного контраста в отношении к монетам, подкрепленном возможностями и заметном по общей рыночной картине.

Есть понятие - киты, держатели огромных балансов. Чаще всего они буквально просто хранят собранные средства. Киты - инвестиционные фонды, корпорации, частные владельцы, которые не "шортят" и не "лонгуют", не мечтают о Doge, но могут создать прецедент, подобный легендарному ажиотажу вокруг Doge. Со стороны рынок криптовалют выглядит как рынок, где кипит жизнь, однако на долю трейдеров и торговли приходится мизерный процент в сравнении с теми Эльдорадо, что принадлежат китам. Стоит им шелохнуться и весь мир крипты приходит в движение. Подходящий пример - недавнее падение биткойна. Фонд Grayscale продал несколько десятков тысяч биткойнов для возврата денег кредиторам, рынок пошатнулся. Нужно понимать, что "продажа" или "покупка" происходят не совсем по одной цене. На разных биржах размещено множество ордеров на соответствующие сделки, каждый ордер обладает объемом и ценой. То есть фактически у нас есть слой из ордеров на продажу, где находится определенный объем крипты с определенным интервалом стоимости, и есть слой из ордеров на покупку, претендующий на определенный объем крипты в определенном интервале. Получается, Grayscale продали биткойны, удовлетворив запросы целого слоя на покупку, из-за чего была взята новая планка по стоимости. Разумеется, ниже предшествующей, так как целый пласт испарился, а покупатели отреагировали и заполонили порог, где готовность купить соприкасается с готовностью продать новым ценником. Это можно отслеживать, к примеру, через "глубину".

Пройденный путь приводит нас к двум аспектам: природе монет и игрокам на рынке.

Монет очень много, зачастую они привязаны к Биткойну, Этериуму и Солане, хотя даже две последних монеты резко реагируют на изменения в цене биткойна. Перебирать все взаимосвязи между layer'ами нет нужды, замечу только, что иногда монеты выступают как акции компаний, как более доступные эпигоны дорогостоящих монет, как способы обратить внимание на технические новшества. Насколько мне известно, в обозримом будущем среди мечтаний и замыслов есть вполне конкретные намерения выстроить более устойчивую связь с золотом, чуть ли не заменив его. Такая амбиция имеет выход и к геополитике, давая дорогу к капиталам, к которым выход может быть закрыт. Например, для русскоязычных торговцев акциями, утративших доступ к западному и даже азиатскому рынкам.

Тут бы я ввёл потенциальную футуристическую мифологему. Еще не состоявшуюся, но, полагаю, в ряде положений возможную. Мое наблюдение за прогнозами и за отношением навеяло мысли о будущем, проистекающие из различия с обычными деньгами. Крипта часто лежит на запароленных кошельках. Иногда доступ к кошелькам ограничен наличием флешки с установленным на ней программным обеспечением. Кроме того, пароль или кодовое предложение можно забыть, утратив доступ. В общем, есть ряд сложных барьеров, разительно отличающих взаимодействие с активами от банковской системы.

С грядущими халвингами (снижение результативности майнинга вдвое) биткойна майнинг станет еще более бессмысленным, делая запасы основной криптовалюты конечными, а с кончиной владельцев кошельков доступ к их состояниям может быть утрачен, сокращая объем монет, участвующих в жизни рынка. Уже сейчас биткойн - выразительный символ, ведущий сам к себе, эссенция топосов о достатке и благополучии, спонтанно настигающем людей. И этот флёр очень распространен, питая надежды на случайность богатства, что может прийтись на долю страждущих. По-моему, криптовалюта имеет потенциал породить парадокс. Она позволяет обзавестись капиталом как бы вопреки смыслу, так как обновляет стандарты, смещая акцент с привычной нам реальности в онтологию цифрового мира. И вместе с обещанием достатка на понятном, классическом языке она может однажды обрушить привычный нам капитализм.

Деньги переправляются централизованно, они аккумулируются в банках в цифровом эквиваленте. После гибели владельца они испаряются куда реже, так как переходят в наследство или пускаются в оборот иначе. Криптовалюта рано или поздно начнет сокращаться в объемах, хранясь в недоступных посторонним кошельках, наращивая свою ценность по инерции. Постепенно девальвируя фиатную валюту через нарушение ее связи с золотом, нефтью и вообще веры в нее. Пока не останется один эссенциально чистый биткойн, который будет олицетворять либо сверхдержаву, либо человечество разом, либо мастистый искусственный интеллект. при любом сценарии, из средства обращения он может уйти, став столпом и цифровой аллегорией всего человеческого богатства. Если честно, представленный финал в заданной форме смотрится как небылица даже для моих глаз. Несложно предположить, что в ближайшем будущем стандартные финансовые институции еще теснее свяжутся с миром криптовалюты, нивелировав трудности вывода и ввода монет, их покупки, сделав все эти действия еще более походящими на привычный нам облик цифрового банкинга, от чего набросок про единственный биткойн останется выдумкой. Более вероятным (особенно на фоне грез о телепортации и весьма интенсивно развиваемой области продления жизни) смотрится даже проникновение в логику формирования и распространения биткойна из-за природы цифрового пространства и развития искусственного интеллекта.

Фантастический этюд о власти, сосредоточенной в одной монете, перекликается с главным мифом, который я заприметил не сразу. Миф о монете как организме, наделяемом волей. Именно через такую оптику весьма часто рассматривается курс ценника монеты. На мой взгляд, предпосылок для такого восприятия немного, я выделю две ключевых.

Во-первых, изобилие информации и все же ее острая нехватка. Монеты как и деньги вообще зависят целиком от людей, а крупнейшие сдвиги в стоимости чего-либо - результат решений владельцев крупнейших капиталов или сообществ, массы людей, в сумме равнозначных фондам и корпорациям. Следить за твиттерами, новостями, замыслами довольно трудно. А иногда их нужно еще и интерпретировать, вычленять из них логику и присовокуплять к другим ниточкам, тянущимся из мириад высказываний и программ. Безусловно, есть события фундаментального значения, сейчас мы можем быть свидетелями некоторых колоссальных изменений в отношении государств к криптовалюте. Однако государства могут преобразить поле игры, руководствуясь существующими тенденциями, и двигателями изменений все равно останутся владельцы состояний. Это не дифирамбы и не пасквили в адрес богачей, а попытка зафиксировать факт из открывающейся модели. В конечном счете, замыслы других людей есть и за пределами публично озвучиваемых намерений, что оставляет туман войны на поле акций. Пожалуй, единственное, что аналитически можно вывести из поведения "китов" - это претензия на долгосрочную выгоду от держания средств, то есть расчет на рост основных монет в перспективе нескольких лет.

Во-вторых, подходы. Кто-то руководствуется кривыми Эллиотта, кто-то - теорией Доу и так далее. По-моему, это вторичные умозрительные проекты, сформулировавшие замеченные стратегии поведения людей и закрепившиеся в массовом сознании. Хаотичное поведение исходит из желания заработать, есть маленькая доля тех, кто жаждет сделать это быстро, есть обладатели денег, рассчитывающие на долгосрочный рост. Теории, концепции не сконструировали новых правил, но сформулировали их на имеющейся основе, то есть описали. Упование на них способствует их сохранению и применимости. При этом их эффективность остается частичной, иначе бы процессы целиком автоматизировались. Возможно, нечто подобное произойдет в будущем, когда обязанности по торговле перейдут с ботов на AI, заведущие огромными состояниями китов. Но дальше случится кризис: кто-нибудь из людей своим иррациональным поведением обратит в личную сверхвыгоду безрисковую эффективность алгоритмов.

В любом случае, остается взгляд на монеты как на организмы, о чьих изменениях рассуждают куда сильнее персонализируя крипту, нежели вторгаясь в поле закулисных игр. Жаркие споры соседствуют с криками и воззваниями к известным божествам о желанных изменениях, попытки разработать подход встречаются с приписыванием монетам антропоморфных свойств. В результате одним из первых мифов, которые приходится хотя бы частично превзойти, - это миф о монете как живом организме со своим особым поведением. 

По моим впечатлениям это роднит образ криптовалюты с образом истории. Мы хорошо знаем, что под влиянием Гумбольдта возникло восприятие истории как органической силы. Оно наложилось на ее линейное рассмотрение, приобрело дополнительные оценки, например, через топос "Золотого времени", эпохи благополучия, и благодаря мифологеме "Особого пути", впервые сформулированной в Германии в XIX в., которая полагала себя настоящей христианской страной, противостоящей падшему Западу, далее актуализированной во множестве стран, проходивших этап становления национального самосознания, хорошо знакомой нам и по истории России. Важно, что приведенный подход популярен, к нему прибегают даже не отдавая отчета о нем. И он хорошо транспонируется на линейное движение со взлетами и падениями у крипты. В обоих случаях опускаются действующие лица, фигурируя разве что в статусе трансляторов третьей силы, олицетворяющей историю или монету.

Это отмежевание от массы агентов рынков прослеживается и в образе скама. О крипте часто говорят как о среде и предмете, где или вокруг которой сконцентрирована активность мошенников. При этом сама монета рассматривается в имплицитно подразумеваемой невинности, иногда даже не в роли инструмента, но жертвы. Со скамом в целом все понятно. Благодаря спаму, звонкам и разводу с какими-нибудь отрытыми дорогостоящими монетками возле места ремонтных работ в центре города мы знаем, что скамеры и мошенники - люди. Скам сулит выгоду и окружен нарративами, отличными от маркетологического сторителлинга, что тоже превращают его в своеобразную мифологему. Это оттенок действительности, подстерегающий как в тенях, так и в самом освещенном месте, что есть всегда на виду, но угрожает своей подлой изнанкой. Скамерство - проклятие, в общем-то превращающее и жизнь скамера в биографию одномерного человека, почти трагедия Грегора Замзы. Эти нарративы наваливаются на скамера, заполняя его личность. Голос совести можно заглушить, но его не унять совсем и тревога, сомнения будут изъясняться на давно подготовленном языке, кричащем об одном - отсутствии доверия. Такие люди сами становятся заложниками своей выигрышной стратегии жизни, окружая себя подобием зыбкой почвы, где не видно ни исходящего, ни приходящего доверия. В итоге, скам и безликие скамеры - обитатели крипторынка по умолчанию, эксплуатирующие как прибывающих людей, так и образ монет.

Последнее, о чем я скажу и что созвучно сюжету про монету как организм, - это тревожность криптотрейдеров. Это не обязательное свойство, однако тревога видна и в стикер паках для криптотрейдеров, преподносясь в форме шуток, и в мечтах, взошедших на уязвимой или израненной земле их души. Мне кажется объективным с учетом существования китов, что большинство изменений в цене можно определить как неконтролируемые. Утрата контроля почти всегда ведет к мистике, фигуре спасителя и благодетеля, к авоське и тому подобному. Упомянутые мной способы введения и установления правил походят на более-менее убедительный язык, стягивающий иррациональные веяния в удобоваримую концепцию. Что все равно оставляет мифологему маленького человека, которому остается уповать и откликаться на изменения огромного мира.