Найти в Дзене
Vallab – Безналичный чек

Индустрия онлайн-касс в России: бурный рост и головные боли владельцев

Оглавление

Хотите узнать, с чего начался и как развивался в России рынок онлайн-касс? Когда, а главное зачем появились первые операторы фискальных данных? И наконец, почему владеть онлайн-кассой — это все-таки удобно? Читайте в нашей статье

Начиная с нулевых годов ХХI века, планете пророчат цифровое будущее — и оно наступает быстрее, чем мы думали. Рост цифровых технологии наблюдается всюду: и в обычной жизни, и в различных отраслях экономики. Цифровизируется промышленность, транспорт, сфера образования, взаимодействие государства с населением и бизнесом. А тут еще, поговаривают, Artificial General Intelligence — искусственный разум, способный решать любые задачи и чуть ли не соперничать с гениями, — на подходе…

Так или иначе, но буквально совсем недавно мы наблюдали в России переход в «цифру» целого рынка, и отнюдь немаленького, — рынка контрольно-кассовой техники. Это факт — в 2016 году на наших глазах произошла трансформация устоявшегося рынка, на котором долгое время не наблюдалось никаких серьезных движений.

А что случилось в 2016 году? В общем-то, ожидаемая вещь — российское государство анонсировало переход крупного и среднего ретейла на онлайн-кассы. В Федеральный закон № 54, регулирующий применение контрольно-кассовой техники, были внесены поправки, которые можно назвать в своем роде «эпохальными», — бизнес обязали перейти с привычных кассовых аппаратов с ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная) на оборудование, в котором для регистрации кассовых операций используется фискальный накопитель, автоматически передающий данные в ФНС. Были определены сроки этого перехода — свои для каждого сегмента организаций-налогоплательщиков, и понеслось…

Позволим себе сравнение. Если далекий 1895 год, ознаменованный первым публичным показом на парижском бульваре Капуцинок братьями Люмьер знаменитого короткометражного фильма «Прибытие поезда», можно считать годом рождения кинематографа, то 2016-й можно смело назвать годом рождения в России новой индустрии — индустрии онлайн-касс.

Прибытие поезда теперь выглядит иначе… Фотограф: JÉSHOOTS
Прибытие поезда теперь выглядит иначе… Фотограф: JÉSHOOTS

Бурный рост

Предприниматели, в соответствии с 54 Федеральным законом, переходили на онлайн-кассы поэтапно: с 2017 по 2021 годы. Зимой 2017-го стартовала первая фаза реформы — и на новом, еще не освоенном рынке резко произошли существенные изменения. Крупные игроки сферы ИТ, финансов и телекоммуникаций зашевелились — началось создание продуктов для индустрии онлайн-касс. Уже тогда было очевидно, что это «голубой океан», огромный и прибыльный.

Реализацией «умных» касс и программного обеспечения для них под брендом «Эватор» с 2017 года занялся Сбербанк («Эватор» — это совместное «детище» Андрея Романенко, сооснователя и экс-совладельца группы QIWI, Сбербанка и группы компаний «Атол»).

В конце того же года «Тинькофф-банк» приобрел более 50% акций Cloudpayments, российской компании, предоставляющей услуги в области интернет-эквайринга. Сумма сделки составила 290 млн рублей. В январе 2018 года в средствах массовой информации просочились новости о том, что «Альфа-банк» приобрел полную долю пакета акций компании Pay-Me, специализирующейся на мобильном эквайринге. По оценке экспертов, сумма сделки составила свыше 400 млн рублей. В итоге появились новые продуктовые линейки «умного» кассового оборудования со встроенным эквайрингом.

В том же 2017-м компания I-Retail, занимающаяся разработкой и поставкой кассового оборудования, привлекла внимание инвестиционной группы «Синара», которая вложилась в покупку почти четверти ее акций. Весной все того же года корпорация «Атол» стала владельцем примерно такой же доли акций (чуть меньше четверти) компании Qasl, специализирующейся на создании облачных решений для бизнеса.

Бурное развитие рынка породило и новые сущности на нем — так называемых операторов фискальных данных (ОФД). Введение в законодательство о ККТ знаковых поправок обнаружило одновременно и «тонкие места» Федеральной налоговой службы, а именно — ее неготовность к хранению такого безумно гигантского объема цифровой информации. Интернет-ресурсу налоговой просто недоставало мощности, чтобы «потянуть» все те данные, которые теперь приходили с фискальных накопителей. ФНС решила эту проблему — начала выдавать лицензии крупных игрокам на хранение фискальной информации. Сервера аккумулировали весь этот поток данных, а налоговая, если возникала необходимость устроить проверку, к этим данным на серверах обращалась. Уже в 2016 году возникла первая пятерка ОФД, к 2022 году в реестре налоговой их насчитывалось восемнадцать.

Таким образом, не остались в стороне и крупные телекоммуникационные операторы, такие, например, как «Вымпелком» («Билайн») и МТС, запустившие собственные ОФД еще на первых стадиях реформы.

Многие банки стали предлагать своим клиентам совместные кассовые решения с производителями терминалов или операторами фискальных данных. Такие продукты запустили Сбербанк, Бинбанк, «Тинькофф», «Ак Барс», «Точка», Промсвязьбанк, РФИ, «Русский стандарт», «Уралсиб», ВТБ, Альфа-Банк, Райффайзенбанк и другие банки.  Свои онлайн-кассы предложили бизнесу «Мегафон», МТС, Tele2, «Ростелеком», «Яндекс».

Словом, крупные игроки ожидаемо по-крупному инвестировали в рынок «умного» кассового оборудования и сервисов.

В итоге к 2024 году сложилась внушительная индустрия практически полностью цифрового ретейла.

А что же предприниматели?

Но давайте посмотрим на эту историю с другой стороны — глазами предпринимателей, которые во многом вынужденно становились владельцами кассового оборудование нового типа.

Тут можно отметить как минимум две наблюдавшиеся с самого начала тенденции.

Тенденция первая заключалась в том, что настроения бизнеса по поводу перехода на ККТ нового образца не были радужными.

Мы не зря в начале статьи упомянули первый в истории показ фильма братьев Люмьер на бульваре Капуцинок — с экрана прямо на публику двигался «оживший» паровоз в натуральную величину, что вызвало панику у людей. Это обычная история: новое и незнакомое принимается не сразу и у многих вызывает стресс.

Естественно, предприниматели не испытывали никакого ажиотажа по поводу того, что были поставлены государством перед необходимостью установить у себя кассу с фискальным накопителем. Это новые непонятные вызовы, дополнительные издержки, усиление фискального контроля, очередная головная боль. Нужно признать, что большинство бизнесов, особенно мелких, отнесли эту покупку к разряду «вынужденных», и действовали соответствующе, выбирая оборудование по принципу: чем дешевле, тем лучше. Хорошая ли это стратегия? Во всяком случае поначалу многим она казалась таковой.

К примеру, маленькая торговая точка, владелец которой по старинке продолжал вести учет в экселе, а кассовый аппарат расценивал как нечто навязанное государством и только пробивал на нем чеки, мог позволить себе действовать по этому принципу. Выбери он оборудование более дорогое и функциональное — и совокупная стоимость владения кассовым аппаратом стала бы существенной статьей расхода для него. Ну а то, что при таком способе ведения дел оставалась масса неудобных моментов, связанных с тратой времени на «ручной» товароучет… Ладно, что ж теперь, он относился к этому философски: таковы особенности бизнеса.

Но чем крупнее бизнес, чем больше у него продуктовых позиций, тем бессмысленней ему было экономить на кассовом оборудовании. Да, совокупная стоимость владения кассой увеличивалась — с учетом более высокой первоначальной стоимости оборудования, с учетом плановых замен фискального накопителя и технического обслуживания, сюда же, если речь шла о продуктовом магазине, плюсовались дополнительные расходы на подключение к системе ЕГАИС, работу с маркировкой и прочие вещи, без которых не обойтись по законодательными требованиям. Но увеличивался и комфорт для самого бизнеса. Со временем бизнес понял это — но только со временем.

Тенденция вторая, вытекающая из первой, — многие предприниматели не сразу осмыслили плюсы онлайн-кассы. А они есть. Понимание этого, как мы уже сказали, с течением времени пришло. Это важный момент привыкания к новому и переход на иную стратегию, гораздо более эффективную — теперь бизнес хочет извлекать максимальную пользу из владения онлайн-кассой. Ведь последняя — это не только про дополнительные расходы и усиленный контроль «всевидящего ока» ФНС, но и про удобство для бизнеса, про наведение в нем большего порядка. В конце концов фискальные документы — это не просто чеки, это новая электронная отчетность, и ошибки при ведении учета внутри компании могут вылиться в существенные штрафы.

Избежать этого можно в том случае, когда касса становится помощником владельца, а не его головной болью.

Без эквайринга тоже не обойтись. Фотограф: Mikhail Nilov
Без эквайринга тоже не обойтись. Фотограф: Mikhail Nilov

В чем проблема?

И здесь мы подходим к проблеме. Это проблема выбора. Эксперты в один голос советуют выбирать продукт, идеально отвечающим целям и задачам бизнеса. Все так. Вопрос только в том — а точно ли найдется «то самое» предложение?

Производителей на рынке хватает. Наименований моделей — масса. Приложений — тоже масса. А между тем проблема выбора не снята. Можно консультироваться по этому вопросу со специалистами, и все равно в целом ряде случаев вы не будете полностью удовлетворены.

Тех, кому нужен ответ на этот вопрос, — большинство, с учетом того факта, что с 2016 года все больше категорий бизнесов постепенно втягивались в эту историю (не охваченной к 2024 году остались незначительная прослойка налогоплательщиков, но и их переход на онлайн-расчеты — это, видимо, лишь вопрос времени). Без онлайн-кассы работают теперь разве что вендинговые аппараты, торгующие бахилами, и то лишь потому что они механические (ну такие, знаете, с монетоприемником), в них просто невозможно установить фискальный накопитель, питающийся от электрической сети.

Есть решения более или менее стандартизированные. Допустим, для бизнесов с простым формированием счета они легко находятся. Облачные кассы — для таксистов, владельцев интернет-магазинов и вендинговых сетей. Микробизнесу, товарная номенклатура которого ограничена, бывает достаточно самого простого решения — питающейся от аккумулятора «автономки», которая поддерживают загрузку номенклатуры, но на нечто большее (полноценное ведение товароучета и анализ продаж) уже не способна. Для небольшого бутика или «островка» в торговом центре подойдет обычный смарт-терминал. Для магазина розничной торговли — POS-система, представляющая собой комплекс технического и программного обеспечения, предназначенного для автоматизации точек обслуживания.

Но если детально подходить к вопросу выбора, обращая внимание на все абсолютно нюансы, то окажется, что никто не считает идеальным то решение, которое использует в данный момент. Спросите владельца небольшого интернет-магазина, и он вам красочно объяснит, за что не любит 54 ФЗ. Расскажет, какой процент он теряет на эквайринге, и во сколько ему обходится годовой договор на обслуживание с оператором фискальных данных.

Розничная торговля, как правило, имеет дело с чеком полного расчета. Физическое лицо покупает продукт — ему выдают чек. Обе стороны полностью выполнили свои обязательства: магазин реализовал товар, покупатель произвел оплату. Все это довольно просто.

А если расчет не так прост? Выясняется, что онлайн-кассы, которая будет идеальным решением, «заточенным» именно под ваш конкретный бизнес, более сложный, чем розничный ретейл, вроде бы и не существует.

Представьте управляющую компанию в сфере ЖКХ, обслуживающую до 60 тысяч лицевых счетов — ведь это фактически средний российский город. Формирование чеков здесь — это сложный, растянутый во времени процесс. Платежи принимаются по предоплате, часты корректировки (допустим, счетчик у клиента «полетел» и посчитал неверный объем потребленной воды). Бухгалтер такой компании —какая-нибудь грустная Мария Ивановна — буквально «зашивается», то и дело сталкиваясь с очередной головной болью, и эта боль, поверьте, бесконечна — она тянется месяц за месяцем.

Подобные компании пытаются своими силами «допилить» до нужного им функционала некое готовое, уже имеющееся на рынке решение. Берут одно, другое, третье — но головная боль никуда не уходит. Требуются ресурсы, терпение, время и айтишники, досконально разбирающиеся в бухучете и учете налоговом. А таких бывает трудно найти в штат.

Вывод простой. Рынок кассовых онлайн-систем, история которого в России началась в 2016 году, успел превратится в индустрию. Но эта индустрия все еще похожа на первородный хаос, из которого постепенно выкристаллизовываются формы и решения. Неосвоенными остаются целые «голубые океаны», которые еще только ждут своих пионеров.

Отчаиваться точно не нужно. Фотограф: Аndrea Piacquadio
Отчаиваться точно не нужно. Фотограф: Аndrea Piacquadio

Так есть ли решение?

Но давайте вернемся к грустной Марии Ивановне…

Морозный февраль. Мария Ивановна, бухгалтер управляющей компании, устав от рутины, смотрит в окно, на заснеженные ветви деревьев, и думает: «Эх, вот бы можно было так настроить кассу, чтобы закрыть всех этих платежи по предоплате в один день»… С обычной кассой этого не сделать никак. Но боль Марии Ивановны — решаемая. Ее решаем мы.

Мы специализируемся на подобных проблемах управляющих компаний. Сервер «Валлаб» — это уникальные «коробочное» решение для компаний с огромным числом лицевых счетов. Мы придумали этот продукт, создали его, сами занимается его производством и постоянным улучшением.

Нет, мы не говорим, что мы лучшие (оценку дают наши клиенты). Мы говорим, что наш продукт уникален, потому что «заточен» под специфический бизнес управляющих компаний, с их сложным процессом формирования чека. «Валлаб» можно сравнить с «айфоном» для этой отрасли, без всякого пафоса. В этом «голубом океане» мы — те самые пионеры, всерьез и крайне эффективно решающие стандартные проблемы этих кампаний. При заключении договора мы отвечаем не только за поставку техники, но и за обслуживание расчета и гарантируем компенсацию штрафов, если они будут.

Нет, мы не помогаем вам зарабатывать больше, это делаете вы, и только вы. Мы снимаем с вас лишнюю головную боль, позволяя сосредоточиться на том, что вы умеете лучше всего, — на развитии вашего бизнеса.

И да, Марии Ивановне с ее наболевшим вопросом «Валлаб» тоже способен помочь. С нашим сервером настроить кассу для закрытия всех платежей по предоплате в один день не только можно, в полном соответствии с 54 ФЗ, но в некоторых случаях и нужно — для удобства бухгалтера.

Читайте наши статьи:

– Что означают новые поправки в 54-ФЗ?

– Что ищет налоговая в кассовых чеках?

Vallab – Гарантируем по-настоящему правильные чеки

– Официальный сайт

– +7 (495) 109-17-15