Я когда-то где-то прочитал, как Симонов в одной редакции пробивал через редактора жёлтые дожди в своём стихотворении «Жди меня» (1941). Спас его случайно зашедший другой поэт, сказавший с умным видом, что да, что он сам видел жёлтый дождь в пустыне после песчаной бури или что-то такое.
Таких неуклюжих редакторов было б меньше, если была принята в науке об искусстве и распространена психологическая теория художественности по Выготскому. Она о некотором изменённом психическом состоянии творца во время акта творения. Им осознаваемо владеет вдохновение, а выразить его он не может, потому что содержательная часть вдохновения является подсознательным идеалом, не данным сознанию. Потому и затруднения. А удача – когда ослабшее сознание пропускает сквозь свою цензуру нечто с его точки зрения несуразное, зато удовлетворяющее этот бессловесный подсознательный идеал, и весь организм (с сознанием и подсознанием) приходит в восторг от творческой удачи.
Поскольку эта теория, стихийно применяемая всеми художниками, всеми искусствоведами дружно не применяется на практике, постольку появляются такие редакторы. За которыми грамматика, логика, здравый смысл и т.п. хорошие вещи.
Обычные люди, имеющие кроме сознания ещё и подсознание, второе как бы не принимают в расчёт в обычной жизни. И они, бывает, не знают, что, попадая в искусство, они покидают жизнь, с её законами. Повторяю: попадают в акт искусства. Это идеальное явление и запросто можно не заметить, что ты не в нём, хоть, вроде, физически, материально присутствуешь.
Ярче всего это проявляется, когда вы по какой-то необычной причине пошли на симфонический концерт, а там никакое представление от музыки не складывается, и вы начинаете думать, например, о домашних проблемах.
То же случается, если вы пришли в Дзен развлечься, а случайно попали ко мне, на просветительский канал, как бы на урок искусствоведения, и надо – о проклятье! – включать внимание и соображение.
От неожиданности вы, может, и не будучи эстетически тупым, как тот редактор с Симоновым, начинаете нападать, скажем, на Высоцкого за ляпы. Вас несёт, и вы сами собой не владеете, чувствуя, что вас заносит, а сделать ничего нельзя.
«Если бы вы хоть немного разбирались в поэзии, то согласились бы со мной, что если бы поэту-пародисту А. Иванову попалась в руки гипотетическая поэтическая книга Владимира Семёновича в которой чёрным по белому написано, что «наши пограничники с нашим капитаном» служат «на границе с Турцией или Пакистаном», или «Протрубили во дворе трубадуры – хвать стрелка и во дворец волокут», то Иванов разразился бы такими пародиями, что от автора этих «поэтических» строк мокрого бы места не осталась! Допускаю, что вы ничего не поняли из моей новой ахинеи. Разжёвываю для вас: у СССР никогда не было границы с Пакистаном, а трубадуры не были ни стражниками, ни полицейскими, а были мирными странствующими поэтами, поэтому никого не хватали и никуда не волокли. Надеюсь, что вы, в отличие от Владимира Семёновича, это знаете?».
Грустно.
Грустно оттого, что я знаю, что какие бы железные доводы я не привёл в защиту песен, ПЕСЕН! Высоцкого… Я ничего не добьюсь.
Как Высоцкий ничего не мог добиться от всё больше омещанивающихся и оболванивающихся соотечественников, казалось бы, так недавно – в войну и до войны – были гражданственными людьми, новыми людьми социализма, а теперь – погрязли в свои свадьбы, семьи, быт, минибыт – в то, что ниже пояса, радикально говоря.
Не сознание Высоцкого, а неведомый его сознанию подсознательный идеал отдал исполнять «Песню о нейтральной полосе» (1965) какому-то новобранцу безмозглому, не знающему, что с Пакистаном СССР не граничит, говорящему на плохом литературном языке: «ихней», «ихние», «Капитанова», «то да сё», «баба», «Порешили», «вдарить», «на фиг», «пройтиться». Отдать речь, можно сказать, безмозглому парню, которому до глубины души ничего не доходит – так он весёленько частит – ни аполитичное бла-бла в конце, и ни результат собственной безмозглости, раз себя выгораживает, пеняя аж на существование границ.
А ведь в 1965-м уже был достигнут ядерный паритет, и в СССР можно было б начать думать о сознании всё-таки нового человека, отказаться от лжесоциализма и перейти к настоящему (с отмирающим государством ради самоуправления, отомрёт – наступит коммунизм) – тогда-то и границ не останется. – Так нет же! Как ни в чём ни бывало частят лихие парнишки шуточные песни, не зная, что через 20 лет страна будет доведена до финала.
Песня о нейтральной полосе
На границе с Турцией или с Пакистаном -
Полоса нейтральная; справа, где кусты, -
Наши пограничники с нашим капитаном, -
А на ихней стороне - ихние посты,
.
А на нейтральной полосе - цветы
Необычайной красоты!
.
Капитанова невеста жить решила вместе -
Прикатила, говорит, "Милый!.." - то да се.
Надо ж хоть букет цветов подарить невесте:
Что за свадьба без цветов! - пьянка, да и все.
.
А на нейтральной полосе - цветы
Необычайной красоты!
.
К ихнему начальнику, точно по повестке,
Тоже баба прикатила - налетела блажь, -
Тоже "Милый" говорит, только по-турецки,
Будет свадьба, говорит, свадьба - и шабаш!
.
А на нейтральной полосе - цветы
Необычайной красоты!
.
Наши пограничники - храбрые ребята, -
Трое вызвались идти, а с ними капитан, -
Разве ж знать они могли про то, что азиаты
Порешили в эту ночь вдарить по цветам!
.
А на нейтральной полосе - цветы
Необычайной красоты!
.
Пьян от запаха цветов капитан мертвецки,
Ну и ихний капитан тоже в доску пьян, -
Повалился он в цветы, охнув по-турецки,
И, по-русски крикнув: "...мать!", рухнул капитан.
.
А на нейтральной полосе - цветы
Необычайной красоты!
.
Спит капитан - и ему снится,
Что открыли границу как ворота в Кремле, -
Ему и на фиг не нужна была чужая заграница -
Он пройтиться хотел по ничейной земле.
Почему же нельзя? Ведь земля-то - ничья,
Ведь она - нейтральная!
.
А на нейтральной полосе - цветы
Необычайной красоты!
1965
*
А разве нельзя подобным образом отбить атаку на трубадуров? Что понадобились-де их буквы «тр», «др», созвучных с «Протрубили». Бутафория ж в стране, а не настоящая жизнь. Как позже назвал её Рейган, а я переназвал: «Страна Лжи».
*
Или знаете, зачем по Украине идут солдаты группы ЦЕНТР, а не ЮГ? Как на самом деле… – Затем что есть буквы «тр». Затем, что через строчку перед есть: «За меТРом меТР» А это нужно – для выражения механичности фашистов, перенятой нами – жить по инерции, по-мещански, а не в созидании нового человека.
*
Или можно уже не разбирать, почему сибиряк Буткеев играет за Краснодар? Или вспомнить, что КрасноДАР, в отличие от Красноярска, имеет созвучие с неоднократным в песне «уДАРом»… А ведь есть ещё в 26-ть, как Лермонтов, тогда как на самом деле в 30-ть слазил в петлю Есенин*. Может, ненависть к толстокожему народу и тут всё оправдывает? И что нет созвездия Тау-Кита, а есть только Кита, может, тоже не суть важно, раз исполняет песню какой-то придурок.
В общем. Люди! Ну, пожалуйста, не нападайте на песенного гения почём зря**.
15 февраля 2024 г.
* - С Есениным все просто: он умер за три дня до 1926 года.
- Точно!
16.022024.
**- Вот не почём зря – это "нетленка" "Дорожная история".
КАКОЙ ДУРАК
в пургу бросит застрявшую машину и попрёт 500 км. пешком?
При том, что и дорогу перемело.
Таких идиотов ещё не встречал.
- Отвечу то, что видел сам. Только не помню подробности – давно было, в начале 60 годов. 60 лет прошло. Я тогда жил в Литве. А это, можно сказать, лесной и грибной край. Вот мы, заводчане, и отправились в дальние и большие леса. На месте группами пошли по разным направлениям. И наша группа заблудилась. Судя по тому, что я вот об этом пишу, нас нашли, и мы не погибли. Но в режиме текущего времени дело дошло до плохого. Один из парней впал в серьёзную панику. Истерика это называется или что?.. Он на остальных кричал, что мы безответственные и ничего не делаем, чтоб найтись. А мы просто не знали, что делать. Как-то тупо, но уже вяло, продолжали собирать грибы. И меняли направления ходьбы по разным соображениям и время от времени кричали. Пока нам не откликнулись. Остальные, похоже, не успели испугаться. Или кто их знает? Каждому же стыдно показать, что испугался. Особенно на фоне паникёра, совершенно потерявшего самообладание.
Вот такого и взял Высоцкий партнёром главного героя. Слабака. Ему это просто было нужно для конфликта. А конфликт был нужен для нередкого излияния чувства любви к этому народу. Нужен, потому что Высоцкий непрерывно на него кричал до срыва голоса – за то, что тот скурвился и заснул, забыв гражданственность, какую проявлял ещё недавно, в войну и до войны.
25.02.2024