Глава 6 Пример занятия с детьми от 2 до 7 лет. 1.Сели. Закрыли рот, проверили осанку. Опустили плечи, успокоили дыхание. Расслабили грудь и живот. Считаем пульс. Считаем частоту дыхания. Определяем исходную контрольную паузу. Проверяем сохранность носового дыхания. Если оно затруднено, то прибегаем к методу ВЛГД или к физической нагрузке. ( Я хочу дать здесь некоторые пояснения. Говоримпроверили осанку. И следом опустить плечи… Как это понимать? Бутейковская осанка- это прямые плечи. Но… Бутейко говорил, что сильно прямые плечи будут напрягать живот. Поэтому их можно слегка опустить. Как расслабить живот? Надо положить ладошки на пупок. Немного вдавить живот внутрь. А потом ОТПУСТИТЬ его, как отпускают вдавленный резиновый мячик. Считаем пульс. А как его считать? Вытягиваем вперед правую руку ладошкой вверх. Левой ладошкой охватываем правую руку снизу у самого запястья. При этом у нас три пальчика лягут сверху прямо на два кровеносных сосуда, которые мы видим посредине. Тогда хоть под одним пальчиком вы почувствуете биение пульса. Можете считать количество ударов за минуту. Рядом должны лежать ручные часы с секундной стрелкой. А можете посчитать удары за 15 секунд и умножить на четыре. Определяем исходную контрольную паузу. А как ее определить? Контрольная пауза- это задержка дыхания в конце ОБЫЧНОГО выдоха до первойсамой маленькой трудности. Что надо сделать? В конце обычного (!!) выдоха зажать кончик носа и считать секунды до первого маленького желания вдохнуть. Обычно у детей это 3-4 секунды. Если дыхание затруднено, то прибегаем к методу. А как? Дети с 4х лет могут просто посидеть на углу стула и дышать так, чтобы животик и грудь поменьше колыхались. А двухлетние дети? Им можно сказать, что рядом волк и надо дышать тихо-тихо… Измеряем частоту дыхания. Что это? Это количество вдохов за одну минуту.) 1. Замеряем контрольную паузу. После чего дышим «как мышки», только носом. Вспоминаем, что рот предназначен для ЕДЫ, а не для ДЫХАНИЯ!! Для еды и для разговоров. Глаза- для того, чтобы смотреть. Уши для того, чтобы слышать. А нос для того, чтбы им ДЫШАТЬ!!! Как надо дышать? Только носом и потихоньку. ( добавлю только-«дышим как мышки», когда они чуют близко кота. Боятся. И дышат тихо, тихо, чтобы кот их не услышал) 3. Дети разбиваются по 2-3 человека. ( Это, если у вас их под рукой несколько… А если он один, то будет разбивка на одного.. человека). Производится замер контрольной паузы по группам. Дети из других групп контролируют правильность определения К.П. Высказывают вслух свои замечания. ( Если ребенок один, то он будет контролировать то, как его мама замеряет у себя контрольную паузу). Когда контрольную паузу померяют у себя и родители, тогда дети проверяют их дыхание после замера паузы. ( А что здесь надо проверять? Первое- дети должны видеть, что после окончания замера контрольной паузы родители не приоткрыли хоть чуточку рот и не хватнули ртом воздуха… Если это произошло, то замер контрольной паузы бракуется. Это уже не контрольная, а близкая к максимальной пауза! Второе. После замера паузы мама должна дышать только носом. И тихо-тихо. Если она дышит с присвистом- то ей ставят оценку два…) 4. Дети вместе с родителями идут по кругу. Идут медленно, проверяя осанку. Тихо дышат носом. Постепенно все переходят на спортивную ходьбу и легкий бег. Бег 2-3 минуты на носовом дыхании. Потом все останавливаются. Образуют круг и играют в «зайцыволки» (Здесь , видимо, имеется ввиду, что волк обходит зайцев. А те дышат тихо-тихо, чтобы он не услышал). 5. Замеряем контрольную паузу в ходьбе, беге, в приседаниях и в подскоках на левой и правой ноге. В перерывах- тихое, незаметное дыхание. ( Это не так легко- мерять паузу в нагрузке. В том же беге, в ходьбе. Но попытаться можно.) 6. Выполняем несколько упражнений из гимнастики йогов: например «качели», «лук», «змея», «совершенство», «лотос», «рыба» и т.д. Контролируем дыхание. ( упражнение «поза змеи», «лотос» и «полулотос» есть у меня во втором томе. Остальные, кто хочет, может посмотреть в йоговской гимнастике). 7. Делаем упражнения с гантелями. Контроль дыхания. ( я дам эти упражнения отдельно- ниже.) 8. Обтираемся холодной водой. 9. Мануальная терапия или баночный массаж по потребности. ( Я советую здесь просто массаж. Ниже я о нем скажу). 10. Конец тренировки: сели. Замеряли контрольную паузу, пульс и частоту дыхания. 11.Теоретичекая часть в течение 10-15 минут. ( Здесь вы можете рассказать им о сути метода, в который раз. Или почитать интересную главу из первого тома моей энциклопедии : «Все о методе Бутейко»). ********************************************* На этом, уважаемые читатели, мы закончили комментировать доклад врача ЛФК и методиста Н.А. Лапа. Скажем ей большое спасибо! Ведь она прочитала свой доклад на научной бутейковской конференции еще в 1988 году, в Москве. Мало кто из врачей в те времена решался на открытые выступления в защиту безлекарственного метода академика Бутейко. Да и академиком он тогда еще не был… Академика ему присвоили несколько позже. В академии информатизации. Врачу Н.А. Лапа было очень нелегко. Обобщенных детских занятий на методе академика Бутейко еще не существовало. Были, конечно, отдельные занятия в некоторых учебных группах. Но вот так вот, как у нее… Ведь Н.А. Лапа работала в детской клинической больнице! И именно там она ставила больных детишек на метод. Можно представить сколько сплетен ходило у нее за спиной. Метод и так только- только вышел из подполья. Взрослые сомневаются порой- не станет ли от метода хуже. А тут ( дескать..) эксперименты на больных детках! Тогда- в восемьдесят восьмом, это было трудно выдержать. Да и с работы всегда могли попросить за подобное новаторство… Так что спасибо первопроходцу! Наше дело- развивать начатое. И в этой связи в последующих главах мы будем больше говорить именно о физических упражнениях строго на методе Бутейко. Этот вопрос до сих пор остается за семью печатями. Да. Для малых деток Н.А. Лапа нам советует кое-что. Тот же легкий бег, подвижные игры. Но вот о гантельной гимнастике она говорит лишь мельком… А это отнюдь не второстепенный вопрос! Здесь надо тонко и четко разобрать все по косточкам. Еще раз повторяю- разобрать не только в смысле самих упражнений. Сами упражнения могут быть общеизвестными. Самыми простейшими. Но вот КАК ДЫШАТЬ во время выполнения этих упражнений СТРОГО на методе академика Бутейко- этого четко нигде не прописано. Потребность же в этом огромная!! Поэтому я не стал давать даже краткий комментарий к пункту 7 последних советов Н.А. Лапа. Она там советует делать гантельную гимнастику. О том КАК ее делать и как нормально при этом дышать я буду очень подробно говорить в последующих главах. Мельком здесь ничего задевать не буду. Также и о массаже. В нужном месте я скажу о нем поподробнее. А пока- завершаем шестую главу. И переходим к главе седьмой.
Для детей от 2 до 7 лет.
5 минут
20 прочтений
15 февраля 202415 фев 2024