Десятого февраля моей бабушке по маме исполнилось бы сто лет… К сожалению, нам с ней вместе отведено было только шесть. Бабушка была очень близким для меня человеком, с ней я проводила большую часть времени - болела постоянно, в сад ходила мало. Когда ее не стало в мои шесть, на тот момент я не понимала, как это описать. Позже осознала, что именно это ощущение называется «потерять твёрдую почву под ногами». Очень жаль, что просто не было тогда понимания - детям нужно помогать справляться с таким. Мне сначала просто не сказали, что бабушки больше нет (легенда для меня была - ее надолго увезли в больницу в Москву), а потом просто буднично на улице сообщили, когда мы куда-то бежали, даже времени не было на то, чтобы остановиться и как-то среагировать на эту информацию. В итоге лет до тридцати моих бабушка приходила ко мне во сне и говорила, что жива, просто все это время была в больнице…
Каким она была человеком? Мне кажется, она была ангелом… Добрый светлый человек, все время пекущийся о других, забывающий о себе… Не знаю, как люди сохраняли себя такими при всех тяготах жизни.
В семнадцать лет, когда началась вoйнa бабушка пошла работать на завод. До сих пор, когда вижу пушки, изготовленные на 92-м заводе г. Горького с 1941 по 1945 годы, думаю, что бабушкины руки могли трудиться над ними. На заводе бабушка встретила деда.
Бабушка была красива особой среднерусской красотой. Мягкая неконтрастная внешность, но столько света, идущего изнутри… Мне достались ее светло-русые волосы, родители у меня темноволосые, часто люди, видевшие нас впервые, спрашивали, в кого я.
Невероятная мастерица. Шила, вязала, вышивала, немного успела меня всему поучить, но кроме вышивки я ничего не освоила. Храню мое детское платье, сшитое бабушкой. Ещё на память мне остались ее сумочка и кукла Оксана, которую бабушка подарила мне на шестилетие в июне 87-го, а через два месяца ее не стало…
И у родителей есть ещё сервиз, подаренный бабушкой на свадьбу. Конечно, уцелел он не весь. В октябре будет 45 лет, как мама с папой женаты.
Невещественных воспоминаний очень много. Я так рада, что рано начала себя помнить. Всю жизнь я тосковала и грустила, что так мало побыла с бабушкой, теперь научилась немного иначе смотреть на вещи - счастье, что я помню ее очень хорошо. Жаль, что нет у меня дочки, обязательно назвала бы ее Тамарой… Мечта всей жизни, которая так и не осуществилась. Дочки нет, а вот сын, очень похожий на бабушку, есть!
Посмотрите, как нижняя часть лица похожа!
Все больше и больше я понимаю, что мы поем голосами своих детей и будем петь голосами их детей… И все, кто был до нас и кого уже нет, продолжают петь…