Найти тему
2,2K подписчиков

Кризис 5 класса

2,5K прочитали
Photo by RACOOL from Freerange Stock
Photo by RACOOL from Freerange Stock

Ежегодно школы проводят родительские собрания, на которых есть обязательные блоки вроде безопасности, профилактики буллинга, цифрового просвещения родителей и так далее. Одним из таких блоков является психология детей соответствующего возраста. О детской психологии нам рассказывали и в садике, и в школе сына нам не устают повторять, какие возрастные особенности характерны для детей каждого возраста.

Конечно, работая с детьми, особенности их психологии наблюдаешь изо дня в день и из года в год. И вот, наблюдая за ними, я для себя сделала интересный вывод. Возраст, конечно, имеет значение. И зависимость между классом и возрастом детей самая очевидная. Только вот кроме физиологических изменений, по моим наблюдениям, роль играет еще и определенная социальная составляющая, а потому эти “кризисы” я для себя стала называть не кризисом возраста, а кризисом определенного класса. Признаюсь, до сих пор закономерность классов не подводила.

У меня получилось выделить кризис 1 класса, 5 класса, 7 класса и 10 класса. И сегодня хочется поговорить именно про пятый.

Моим первым наблюдением касательно пятиклашек стало то, что дети вдруг начинают врать. Повально, как будто за лето между 4 и 5 классом они где-то прошли курс по вранью, причем курс весьма плохой. Зачастую в их вранье нет никакого смысла (например ребенок, который прекрасно и на отлично знает предмет вдруг рассказывает это вот про “собака съела домашнее задание” или пытается выдать за свою работу, которую я вижу пятый раз и легко могу найти в интернете). Вместе с враньем приходит показательное пренебрежение к учебе. Ученик вдруг рассказывает, как ему не нужны конкретные предметы, какие у него так себе учителя в школе, как он лучше бы поспал, чем идти ко мне на урок, и так далее.

После энного повторения ситуации, когда из года в год ребята после 4 класса в 5 приходят с одним и тем же, начинаешь задумываться. Давайте вспомним о психологических особенностях возраста и попробуем сделать выводы.

Что же не так с 5 классом?

  • В 5 класс дети идут в среднем в возрасте 10-11 лет. В психологии это называют “младшие подростки”. Страшилки про подростковый возраст все знают, а что же такое “младшие подростки”? Выражаясь просто, это люди, которые поняли, что они могут стать взрослыми, но еще не осознали, происходит ли это уже или нужно подождать.

А при чем тут 5 класс?

Итак, дети закончили начальную школу и перешли в среднюю. До сих пор средняя школа была для них чем-то вау каким взрослым (особенно для тех, кто учился в отдельных начальных школах, а не просто на другом этаже той же). В общеобразовательных школах, в которых потоки разделены на смены, часто 6 и 7 класс, а то и 8 вынесены во вторую. Выносить во вторую 5, 9, 10 и 11 нельзя. Таким образом, во многих школах эти вот вчерашние малыши оказываются на полдня “оставленными” в компании фактически взрослых ребят 16-18 лет, на которых они смотрят и с которых берут пример, как бы и не думая о том, что есть еще какой-то вот промежуточный вариант, который в их школе учится, когда они уже уходят.

Все это приводит к желанию казаться старше. Вести себя как старшие. Но при текущем уровне сознания их “взрослость” выражается в таких гротескных вариантах как обман, преувеличенные споры со старшими, показательный протест, причем дурной и ненужный (в то время, как при реальном кризисе подросткового возраста дети отстаивают реальные настоящие границы своего я, а не возможность нахамить любимому учителю, когда нелюбимому еще страшно)).

А что с этим делать?

Тут родителям придется включить умение балансировать. Нужно одновременно и дать детям необходимую теперь свободу (об этом дальше) и показать, что быть ребенком все еще не стыдно. Стоит уменьшить количество высказываний вроде “Ты уже взрослый, ты должен” (будьте уверены, ребенок услышит только первую часть фразы), и “Ты уже сам должен с этим справляться” (есть вещи, с которыми ребенок действительно НЕ должен справляться сам, но без вашей помощи в этом конкретном возрасте он не отличит одно от другого).

Если ребенок все еще хочет обниматься с мамой по вечерам - здорово! Если ребенок все еще говорит на важные темы и доверяет - просто отлично!

  • Новые желания, новые границы. В этом возрасте детям объективно нужно больше свободы. В плане учебы они тоже начинают больше задумываться о мотивации. Здесь в большинстве случаев прекращает работать мотивация “чтоб мама не ругалась”, но мотивация вида “для будущего” еще не включается. Дети чувствуют себя свободнее, но не знают, что с этой свободой делать.

А при чем тут 5 класс?

Опять же, вернемся к возрастному распределению. Людям привычно идентифицировать себя с группой. “Студент” - понятный статус, правда? Стереотипы в голове так и всплывают. “Ученик начальной школы” - тоже. Это что-то про буквари, тетрадки в обложках, логопедов, первые шаги в школе, линейки с бантами. “Ученик средней школы”... это кто? Вообще, я не сторонник американской системы образования, и минусов в ней вижу гораздо больше, чем плюсов, но вот конкретно аспект возрастного распределения у них мне нравится. То, что начальная, средняя и старшая школы - это отдельные учебные заведения. И то, что средняя школа - это 11-14 лет. А не 11-16. Это только кажется, что 2 года ерунда, но когда мы говорим о подростках, 2 года - это пропасть. Между 11 и 16 годами разница просто огромна во всем, в интересах, способах самореализации, опять же - личных границах. На мой взгляд, это правда не очень классно, что бОльшую часть своего времени вчерашние детишки проводят с завтрашними взрослыми. Но это так, тут мы ничего не поменяем, и остается быть внимательнее к детям.

В 12 лет по статистике дети начинают пробовать никотиносодержащие продукты (жвачки, конфетки, позже электронные курительные устройства), примерно в том же возрасте у них случаются первые “разборки”. От детей именно этого возраста чаще можно услышать что-то вроде “За нами шел странный мужик, мы забежали в подъезд, но маме говорить не стали, вдруг она ругаться будет”.

А что с этим делать?

И снова про баланс. Тут не выйдет как было в начальной школе. Ругань и строгие правила не помогут. То есть помогут… добиться того, что ребенок будет идеальным, но родители никогда не узнают, какой странный дядька за ним когда шел и прочие важные вещи. Принять все “взрослое” с головой тоже еще рано.

И выходит, что это то самое время, когда требуется больше всего общения. Общения доверительного, спокойного, не-назидательного. Воспитание на примерах и рассказах про “однажды один мой знакомый” или “а когда я учился в школе”, но ни в коем случае не в повелительном ключе вида “сделай вот так и так”. Уже сейчас закладывается, насколько легко (или сложно) пройдет тот самый настоящий кризис переходного возраста. А это репетиция. Неожиданная репетиция: нам - родителям - всегда вдруг внезапно и странно осознавать, что ребенок и правда… взрослеет. И худшее, что тут можно сделать - насильно сдерживать это взросление, чтобы с другой стороны получить насильственное завышение взросления, чтобы что-то вам доказать. Условно: не разрешить дочери покрасить волосы в розовый, чтобы позже узнать, что она попробовала “электронку”. А так, глядишь, обошлось бы и волосами.

Одним словом, в 5 классе дети не хотят взрослеть. Они хотят знать, что взрослеть можно. Потом. Попозже. Наш выбор: показать им, что можно, и провести еще пару спокойных лет. Или напомнить, что еще недостаточно выросли, и наблюдать длительный и болезненный разгон того самого бунта, о котором обязательно расскажу в одной из будущих статей.