В продолжении новой французской же экранизации «Трех мушкетеров», появляется необычный второстепенный персонаж. Это чернокожий мушкетер по имени Ганнибал, крестник Людовика XIII и принц Эфиопии, как он сам себя величает.
Редкий случай, но режиссер Мартен Бурбулон, снявший новых «Трех мушкетеров» (пока только дилогию) может некоторым образом парировать обвинения в продвижении известной повестки. Дело в том, что реальный исторический прототип у чернокожего мушкетера действительно был. Конечно, здесь имеются очень большие натяжки, но не больше всех остальных из которых, собственно и состоит фильм Бурбулона чуть ли не полностью. Например, реального «принца» Ганнибала, от его экранного воплощения отделяют добрых лет 60.
Итак, первоисточником образа является некий вполне реально существовавший африканец, известный под именем Аниаба (варианты – Анабия, Анниаба). В 1688 году его, еще юношей (годом его рождения указывается примерно, 1672-ой), привезли во Францию королевские офицеры, когда посещали с разведывательно-торговой миссией, крохотное королевство Санви, которое располагалось на самом восточном участке побережья современного Кот Д’Ивуара. Для понимания – карта современного Кот Д’Ивуара, с указанием старых племенных образований, существовавших в прошлом в его границах.
Королевство как раз в конце XVII века основало племя, отступившее под давлением других народов с территории, на которой находится современная Гана. Первый известный правитель этого маленького государства – Зена, и отдал своего «подданного» Аниабу, французам в слуги. Подчеркну – именно в слуги, а не на воспитание, вместе с двоюродным братом Аниабы, по имени Банга. Кстати, корабль «Сен-Луи», на котором молодой африканец попал во Францию, причалил не где-нибудь, а в Ла Рошели.
По прибытию во Францию, капитан Жан-Батист дю Касс, для важности «произвел» Аниабу в «принцы» далеких африканских земель. Аниаба действительно стал крестником короля Людовика XIV (прибавив к своему имени еще одно – Луи) и королевским офицером. Я не уверен насчет того состояли ли африканец в мушкетерах, в исследованиях указано, что он служил в кавалерийском полку в Пикардии и принимал участие в боевых действиях во Фландрии.
Окрыленный некоторым успехом, Аниаба и сам стал называть себя наследником Ассини – так французы нарекли участок на побережье, откуда вывезли «принца». Крестил Аниабу очень известный прелат Жак-Бенинь Боссюэ, (1627-1704), богослов и проповедник, епископ Мо. Любопытно, что в разговоре с ним Аниаба называл себя выходцем не из Африки, а из Персии, якобы семья его была христианской и жили они в славном городе Исфахане, откуда они были вынуждены бежать от какого-то вторжения… Еще Аниаба рассказывал о драгоценностях, которые ему с собой дала его бедная матушка, и которые пропали. Этот рассказ, честно признаться, слабо коррелирует с «назначением» Аниабы «принцем» Берега Слоновой кости.
Тем временем, в недрах французской Гвинейской компании родилась отличная мысль – сделать офранцуженного Аниабу новым царьком; в то время, между прочим, во Франции были убеждены, что Берег Слоновой кости ломится от золота. Тем более, что дошли слухи о смерти короля (наверное, все-таки правильнее было бы использовать термин «вождь») Зена, а значит, надо воспользоваться случаем и посадить на «трон» своего облагодетельствованного претендента
В 1701 году в Африку была отправлена французская экспедиция, чтобы основать форпост на Берегу Слоновой кости и помочь Аниабе «вернуть» корону. Дома на чернокожего мушкетера и носителя западных ценностей, смотрели как на пустое место. Никаким принцем, его никто и не думал считать. Резонно настроенные исследователи склонны полагать, что Аниаба был самым обычным членом племени (а то и рабом), да и с какой стати вождь Зена отдал бы своего первого наследника французам в качестве слуги?
Те же, кому очень хочется считать Аниабу членом «царского рода» (невзирая на то, что таких родов в Африке и не сосчитать было), домысливают конструкции, согласно которым крестник Людовика XIV не смог претендовать на «корону» по каким-то внутренним причинам. Например, наследование велось только по женской линии. Или, мол, Аниаба был слишком далеко в очереди претендентов на «корону». Все же французам удалось уговорить действующего короля Акасини, второго по счету среди правителей Санви, «усыновить» Аниаба. Акасини пошел на «усыновление», - почему бы и нет, на наследование трона это никак не влияло, никаких прав Аниаба не получил. На месте старой фактории, французы воздвигли форт Сен-Луи.
Ну, а основное дело, которое интересовала французов на побережье – это не что иное, как работорговля. Голландцам не понравилось наличие конкурентов и в 1702 году, они атаковали возведенный годом ранее форт Сен-Луи – первый серьезный форпост французов в данном регионе. Французам удалось отбить атаку, но… вот с коммерцией, что-то не ладилось. Именно по экономическим причинам, форт был покинут, и колонизаторы передислоцировались чуть дальше.
Но что Аниаба? И принимал ли он какое-либо участие в постыдных делишках против своего же собственного народа, что он об этом думал? Можно ли записать его в пособника колонизаторов? Ответов на эти вопросы нет, только одни предположения. Так как версий судьбы Аниабы накануне и после того, как французы покинули форт Сен-Луи, существует три.
Согласно первой из них, шевалье Д‘Амон, лидер экспедиции стал подозревать Аниабу в сговоре с голландцами, на этой почве возник конфликт, африканец при отбытии французов был брошен ими на произвол судьбы и уже чуть позже, отказавшись от христианства и вернувшись к местной религии, Аниаба стал советником королевства Кета (располагавшегося на территории современной Ганы). И именно там он стал называть себя еще и Ганнибалом. В Гане же он и умер в возрасте 28 лет – то есть, примерно в 1706 году.
Согласно второй версии, которая почему-то считается самой верной – Аниаба уже в 1703 году вернулся во Францию. Увы, куда он при этом потом подевался, эта версия не объясняет. И наконец, третий вариант – он был ослеплен, но… кем, когда и что было потом остается и здесь неизвестным.
В любом случае, после того как форт Сен-Луи был брошен, реальная история «принца» Аниабы кончилась. Оставаясь предельно честным исследователем, я не могу отказаться от предположения, что конфликт Аниабы с французами возник из-за его протеста против работорговли, исключать такого нельзя.
Новую «жизнь» Аниаба получил на страницах романов – и первый вышел в 1740 году. Вновь о первом чернокожем офицере французских королевских войск вспомнили уже только в XX веке, причем, именно в Кот Д’Ивуаре: в 1977 году драматург Леон Морис Анома Канье (1927-2004) опубликовал пьесу «Принц Ассинии». Однако, более сильное впечатление на публику произвел роман французского писателя Фредерика Кудерка «Принц Эбен», изданный в 2003 году – собственно, от этого романа и отталкивался режиссер при создании своего нового персонажа.
На страничке фильма «Три мушкетера: Миледи», во французской Википедии, указано, что Ганнибал – это прямая отсылка к нашему арапу Петра Великого. Вероятно, это действительно так, ведь он же называет себя еще и принцем Эфиопии, считающейся, как известно, родиной нашего Абрама Петровича Ганнибала.