- Марьиванна, простите, но... можно вопрос?
Передо мной стоит моя практикантка и внимательнейшим образом разглядывает старый линолеум на полу. Ясно, что-то там такое, что к жи-ши не относится.
- Конечно.
- Вы простите, но... Они хоть что-нибудь сдадут?
Я перед уроком честно предупредила присевшую сзади Аню, что удивляться не надо. Что эти товарищи сто раз переходили из рук в руки, нрав у них весёлый, характер весьма безобидный, знаний нет. Но культурный шок у человека всё-таки произошёл.
- Честно? Нет. Я заранее ставлю минимум на 5 незачётов.
- А дальше они как жить будут?
- Не знаю, Ань, нам бы это пережить.
В тот день мы снова готовились с колючими ёжиками к собеседованию. Начали ещё в 8 классе. К середине этого учебного года даже особо одарённые запомнили, как описывать картинку и отвечать на вопросы. Ох, а читать мы как учились... Вначале я вслух и с интонацией, потом они, проклиная литературный язык. И так едва ли не каждый урок. По литературе ВСЁ, что проходили в этом году, мы читали прямо на уроке. После "Горе от ума" зачитали относительно бегло все. Я перекрестилась.
- Так, Артём пересказывает!
Артём, до этого откровенно хихикающий, перестаёт гоготать и честно повторяет первые 2 строчки текста. Дальше повисает тишина.
- А дальше?
- А дальше я не читал!
Тут меня прорывает:
- Тём, тебе собеседоваться через 2 дня! Если ты не сдашь, то к экзаменам тебя не допустят, а вместо аттестата в июне Мария Петровна выдаст метлу и удостоверение дизайнера по ландшафту!
Аня сзади тихо сползает под парту от смеха. Ей смешно, а мне с ними что делать?
Мы прорешали, наверное, 100 вариантов. Пересказывать и составлять 10 предложений научился даже фикус. Вон какие у него уши! Но не Артём.
Мы работали группами, парами и индивидуально. Устно, письменно и в полёте. Когда Светка попросила подучить её перед собеседованием (она впервые заняла место эксперта), я описание картинки собрала за несколько секунд! Меня можно было ночью будить, я бы всё составила и дальше спать легла.
Нет, умные товарищи дома что-то делали. Просто переживавшие работали на уроке. Остальные шевелились после пинка. Ещё человека 3 тупо не ходили, явились за день до собеседования.
День икс. Конец собеседования. Мария Петровна пришла забрать бланки. К тому моменту я уже знала, что моя девочка с дисграфией не сдала.
На соседнем со мной стуле сидел игрушечный тигр: он стерёг заполненные бланки и просто помогал мне морально.
- Мария Петровна... Иванов Артём сдал? - шёпотом спрашиваю я, отдавая бумаги.
- У вас только один человек не сдал, у остальных зачёт, - тоже шёпотом отвечает завуч. - Следовательно, всё у него нормально.
- Хватит шептаться, я диктофон уже выключил! - улыбается информатик, забирая компьютер.
Почему-то после его слов выдыхаю и падаю на стул. Сдали!
Потом я узнаю, что весьма позорно, завалив пересказы и наделав речевых ошибок. Но даже самые безнадёжные товарищи описали картинку и ответили на вопросы, чем себя и вытянули.
Сегодня Аня проверяла тетрадки, в то время как 9 класс обсуждал со мной собеседование.
- Марьиванна, вы расстроились, что у нас баллы низкие? Только честно.
- Нет. Мне глубоко всё равно, какие они у вас. Вы уже прыгнули выше головы, просто сдав. Для меня это - самое главное.
Аня с интересом наблюдала за колючили ёжиками. А те рассказывали, как тряслись, переживали и пытались вспомнить хоть какие-нибудь слова.
- Правда сдали?
- Да, Ань. Только девочка с дисграфией не смогла, 9 баллов набрала.Но она в силу особенностей не понимает, про что читает.
-... Знаете, что самое обидное? - мы с Марией Юрьевной пили чай в послеурочной тишине.
- Что, Маш?
- Со стороны послушаешь их ответы - словно никто и не готовил. Но чтобы они вот так (пусть и позорно) сдали, пришлось год учить их читать, складно говорить и не использовать слова-паразиты.
Мария Юрьевна, у которой тоже имелся подобный класс, кивнула. В её глазах я прочла полное понимание и сочувствие.
Мы сидели, пили чай. И я в который раз подумала о том, что благодаря этому 9 классу поняла одну простую, но ценную вещь: колючие ёжики не кусаются.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Давайте учить вместе!