После неудачного мартовского наступления Германии в 1918 году военная ситуация быстро ухудшилась. Генерал Эрих Людендорф, первый генерал-квартирмейстер и заместитель Пауля фон Гинденбурга, начальника Высшего армейского управления (OHL), 29 сентября 1918 года в штаб-квартире в бельгийском Спа нарисовал мрачную картину ситуации. По его мнению, германский фронт был на грани развала. Поэтому он призвал к формированию парламентского правительства, которое должно было предложить Антанте перемирие. 3 октября Макс фон Баден сформировал первое парламентское правительство Германской империи и обратился к президенту США Вудро Вильсону с просьбой о мирных переговорах. Ещё в начале января 1918 года Вильсон в своей программе из 14 пунктов обозначил принципы европейской программы мира.
Несмотря на безнадёжную военную ситуацию, германское адмиралтейство намеревалось повести военный флот, лишённый стратегического смысла, в последнюю отчаянную битву против британских военно-морских сил. С 28 октября немецкий военный флот был стянут к Шиллиг-Риде, внешнему входу в Нефритовый залив. Понимая, что это не манёвр флота, как было сказано, моряки в Вильгельмсхафене 30 октября отказались подчиняться, и в Киле кочегары также потушили огонь в корабельных котлах, тем самым не согласившись с приказом прекратить огонь.
4 ноября в Киле моряки захватили власть в городе.
Революционное движение быстро распространилось и на другие немецкие города. Рабочие присоединились к солдатам. Если поначалу их требования сводились только к прекращению безнадёжной войны, то настроения всё больше направлялись против правящих князей и самого императора.
Рейхсканцлер принц Макс фон Баден понял, что ему нужно действовать быстро. В своих воспоминаниях он писал:
Я сказал себе: революция вот-вот победит; мы не можем её подавить, но, возможно, задушим. Теперь покончим с отречением, с призванием Эберта, с призывом к народу определить свою собственную форму правления через Учредительное национальное собрание. Если Эберт представляется мне народным трибуном с улицы, то это республика, это Либкнехт, это тоже большевизм. Но если отрекшийся от престола император назначит Эберта рейхсканцлером, то у монархии всё ещё остаётся слабая надежда. Возможно, удастся направить революционную энергию в легальное русло избирательной кампании.
Ещё до ответа Вильгельма II Макс фон Баден передал управление государством социал-демократу Фридриху Эберту, который согласился занять этот тяжёлый пост. Во второй половине дня 9 ноября в два часа Филипп Шейдеманн провозгласил из окна в здании Рейхстага:
Немецкий народ победил по всем направлениям. Старая гниль рухнула; с милитаризмом покончено. Гогенцоллерны отреклись от престола! Да здравствует Немецкая Республика!
С этим он пришёл к Карлу Либкнехту всего несколькими часами ранее, который днём в берлинском дворце провозгласил "Социалистическую республику советов" по образцу русско-большевистской.
Несмотря на свою независимую от партий организационную форму, рабочие и солдатские советы в небольших городах преимущественно принадлежали местным советам SPD и USPD, в то время как в крупных городах рабочие советы избирались на общих собраниях, на которые отдельные предприятия направляли делегатов. Солдатские советы, образованные после краха военного строя, обычно объединялись с местными рабочими советами в совместные местные рабочие и солдатские советы. Они видели свою самую важную задачу в поддержании общественной безопасности, а также в решении проблем с нехваткой продовольствия. Хотя у них не было единой программы, почти все они выступали за ликвидацию монархического правящего государства и за республику на парламентской основе. Лишь небольшое радикальное меньшинство Советов симпатизировало Спартаковскому союзу, который хотел установить советскую диктатуру по советскому образцу. После выборов 19 января 1919 года советы потеряли влияние, и после принятия Веймарской конституции последние рабочие советы были распущены поздней осенью.
Несмотря на их огромное значение для политического развития Германии, в денежно-историческом плане можно найти лишь несколько следов рабочих и солдатских советов.
Наиболее заметные свидетельства относятся к Брауншвейгу. Здесь левое крыло социал-демократии уже приобрело относительно большое значение во время Первой мировой войны, и к 1917 году большинство членов перешло на сторону USPD. В начале ноября в Брауншвейге царили большие волнения. Здесь революционные идеи оказались особенно плодородной почвой; моряки, прибывшие из Киля и Вильгельмсхафена, усилили революционное движение.
8 ноября Совет рабочих и Солдатский совет вынудили отречься от престола последнего герцога брауншвейгских гвельфов Эрнста Августа, который на следующий день покинул город вместе со своей семьёй в изгнании. Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил 10 ноября "Социалистическую республику Брауншвейг", президентом которой стал Август Мергес (* 3 марта 1870; † 6 марта 1945).
Для финансирования своих расходов новое правительство использует уже напечатанные "казначейские билеты герцога Брауншвейгского" номиналом 5, 10, 20 и 100 марок с датой от 15 октября 1918 года. Они получили красную надпись"A. S. R. BR." (для Совета рабочих и солдатских депутатов Брауншвейга) на лицевой стороне по левому и правому краям соответственно. Счётная палата, тем не менее, продолжает называть "Герцогскую Брауншвейгско-Люнебургскую финансовую коллегию по делам ломбардов" в качестве ответственного органа.
Буржуазное общество относилось к советам отстранённо или отрицательно.
Об этом свидетельствует, например, выбор слов в современной газете коллекционеров, которая написала об этих бумажных деньгах следующее:
Немецкими "большевистскими деньгами" называется редкий набор гросснотгельдов, выпущенный герцогством Брауншвейг в 1918 году; он был готов как раз в то время, когда разразилась революция [и] был немедленно принят Советом рабочих и солдат, во главе которого стояли портной Мергес как первый президент Брауншвейгской Республики и прачка Огюст Фассбауэр, как министр культуры, снабжённый соответствующей конфискованной красной печатью. Красивые государственные банкноты номиналом 5, 10, 20 и 100 марок, разработанные художником-графиком Гюнтером Клаузеном и выполненные в многоцветной печати, с тех пор были изъяты и обесценены Государственным банком Брауншвейга.
Баланс Государственного банка на 31 марта 1919 года показал задолженность в размере 8,71 миллионов марок по срочным денежным средствам, выпущенным во время войны. Однако в эту сумму, вероятно, были включены не только ещё не погашенные казначейские билеты Совета рабочих и солдат, но и беспроцентные военные чрезвычайные деньги Сберегательного банка герцогства Брауншвейгского от 1 ноября 1918 года. В государственных казначейских билетах существуют различные варианты контрольных номеров; в торговле они обычно предлагаются с пометкой "НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН" (Nicht Gültig).
22 декабря 1918 года в Брауншвейге состоялись выборы в земельный парламент, исход которых был совершенно неожиданным для USPD. Она получила только 14 мест из 60 – и это несмотря на то, что в предыдущие недели была доминирующей силой. 10 февраля 1919 года собрался ландтаг, в котором большинство составляли социалисты большинства (SPD), Германская демократическая партия (DDP) и Буржуазный единый список (BEL). 22 февраля USPD и SPD сформировали коалиционное правительство, а ландтаг принял временную конституцию. Закон № 14, предусматривавший Совет рабочих и солдатских депутатов в качестве высшей законодательной власти, был отклонён большинством в парламенте. 22 февраля 1919 года Мергес оставил все парламентские должности и отказался от поста президента, так как видел, что парламентаризм предал революцию.
Совет рабочих и солдатских депутатов не желал уступать свои полномочия демократически избранному парламенту, и 4 марта спартаковцы, наконец, провозгласили Советскую республику в Брауншвейге. Поскольку ситуация в Брауншвейге обострилась, 13 апреля правительство Рейха ввело осадное положение в Свободном государстве и направило фрайкор Меркера, который занял город 17 апреля. Только 5 июня 1919 года осадное положение было снято.
Примерно в то же время, что и в Брауншвейге, в Вольфенбюттеле сформировался Совет рабочих и солдатских депутатов. Согласно тексту на лицевой стороне "чрезвычайных денег города Вольфенбюттель" от ноября 1918 года, они были выданы "на основании решения городской администрации, с разрешения Народного комиссара финансов", то есть с разрешения Советов. Серия чрезвычайных денег включает номиналы 50 пфеннигов, а также 1, 5, 10 и 20 марок. Эти купюры обычно продаются с печатью "Ungültig" в верхнем левом углу лицевой стороны.
В ходе Ноябрьской революции 10 ноября в Бремене была провозглашена Советская республика, которая 4 февраля 1919 года была кроваво разгромлена дивизией Герстенберга и вольным корпусом Каспари. Этому предшествовал приход к власти Совета рабочих и солдатских депутатов 6 ноября 1918 года.
Эта дата также отмечена на 20-марковых банкнотах акционерного общества "Атлас-Верке". На обратной стороне Комитет рабочих удостоверяет, что акционерное общество "Atlas-Werke" (судостроительная компания) в Бремене выпустило 5 000 банкнот номиналом в 20 марок с порядковыми номерами 1-5000 и что сумма в размере 100 000 марок в качестве обеспечения для этих банкнот хранится в Национальном банке Германии в товариществе с ограниченной ответственностью на постоянной основе. Акции хранятся в Бремене, которые предназначены исключительно для погашения этих банкнот. Купюры выпускались как с подписью, так и без неё.
Заводы "Atlas-Werke" были машиностроительными и судостроительными предприятиями в Бремене, основанными в 1902 году как Северогерманский машиностроительный завод по производству вспомогательного оборудования для судов, такого как гребные машины, лебёдки, насосы, устройства для производства питьевой воды и запорные устройства для переборок. В 1905 году компания перенесла свою штаб-квартиру на территорию "AG Weser", где теперь были доступны старые верфи. Теперь к этому добавилось и строительство новых кораблей. В 1911 году концерн был переименован в "Atlas-Werke".
Комитет рабочих подтверждает также на обратной стороне боны в 20 марок фирмы Карла Франке в Бремене: "Мы подтверждаем наличие отдельного депозитария в "Немецком национальном банке" в Бремене в качестве исключительного покрытия по этому нотгельду". На купюре проставлена дата 1 ноября 1918 года.
Карл Франке родился в Магдебурге в 1843 году в семье мастера-сантехника. Он выучился профессии отца и в 1871 году уехал в Бремен. В 1872 году он основал там мастерскую по установке водопроводных и газовых труб, а также систем водяного и парового отопления. В 1875 году он основал компанию Francke-Werke, которая осуществила газовые установки во многих городах. Кроме того, компания производила такие химические продукты, как аммиак и салмиак. На заводах Франке в Бремене временами работало более 1 000 человек. В 1921 году открытое торговое общество было преобразовано в акционерное общество с ограниченной ответственностью. Компания была ликвидирована в 1957 году, а оборудование перешло к машиностроительному заводу Фридриха Кокса.
9 ноября 1918 года в городе Вайсенфельс был образован Совет рабочих и солдатских депутатов. По его инициативе в округе была отчеканена железная монета номиналом 10 пфеннигов. На реверсе изображена (впервые на немецкой монете?) эмблема «серпа и молота» как символ революционной власти Советов.
Вторая монета также содержит "серп и молот". Эта монета из цинка номиналом 50 пфеннигов была выпущена городом Гуммерсбах. Однако бесспорное назначение с Советом рабочих и солдатских депутатов определить невозможно, так как в ней отсутствует годовая информация. Следовательно, также возможно, что монета имеет отношение к путчу Каппа-Люттвица в марте 1920 года, против которого рабочие Рурской области восстали и выступили с "Красной армией".
Нотгельды города Вильгельмсхафен, откуда всё началось, ни в тексте, ни в иллюстрациях не указывают на какую-либо связь с Советом рабочих и солдатских депутатов. Келлер пишет в своём "Каталоге крупных денежных знаков 1918-1921 годов", что они "были выпущены по инициативе Совета рабочих и солдат городом и Военно-морским интендантством для оплаты труда уволенных моряков". Были выпущены недатированные номиналы в 1, 2, 5, 20, 50 и 100 марок. Из-за повышения заработной платы несколько раз приходилось печатать новые купюры. Этим можно объяснить различные варианты.
В коллекциях можно найти как банкноты без штампа, так и банкноты с красной городской печатью. В последнем случае использовались две разные печати.
В октябре 1918 года в Познани также не хватало денежных средств, поэтому магистрат заказал выпуск экстренных денег в типографии Карла Флемминга в Глогау и Берлине. Но поскольку к власти пришёл Совет рабочих и солдатских депутатов, в городской администрации не нашлось желающих передать типографии недостающую подпись, и она напечатала и разослала нотгельды на пять и десять марок с датой от 1 ноября 1918 года без подписи.
Из-за особых этнических условий Совет рабочих и солдатских депутатов в Познани состоял на паритетной основе из пяти польских и пяти немецких представителей. В начале декабря 1918 года так называемый частичный сейм в Познани потребовал присоединения провинции к Польше, и 28 декабря в городе вспыхнуло восстание польского населения. Этому предшествовал визит патриотичного пианиста, а затем главы польского правительства Игнация Яна Падеревского 26 декабря.
Боевые действия распространились на всю провинцию и продолжались более полутора месяцев, пока 16 февраля 1919 года союзники не перешли линию прекращения огня и не уступили большую часть провинции Польше.
Те, кто просматривает каталоги серийных нотгельдов Грабовского/Меля, также натыкаются на различные купюры Совета рабочих и солдатских депутатов Эбсторфа. Они выражены в номиналах от 1 пфеннига до 20 марок. Подлинность этих банкнот, напечатанных на одной или двух сторонах, всегда была более чем сомнительной. Так, на некоторых купюрах есть отметка о сроке действия до «июля 1918 года», то есть до того времени, когда рабочих и солдатских советов ещё не существовало. Множество различных разновидностей отдельных номиналов также противоречило подлинности. В зависимости от того, на что вы смотрите, объединяется более 30 типов.