Найти тему

125 лет в пути

В 2024 году Красноярская железная дорога отмечает большой юбилей - 125-летие. Годом рождения дороги считается 1899, когда был введен в эксплуатацию участок Транссибирской магистрали от Красноярска до Иркутска и построен железнодорожный мост через Енисей, удостоенный Большой золотой медали Всемирной выставки в Париже.

Строительство Транссибирской магистрали вошло в пятерку наиболее значимых событий с точки зрения влияния на ход отечественной истории и стало одним из важнейших событий XIX века.

Транссиб помог не только удержать восточные районы страны в трудное время после двух революций 1917 г., но и выиграть Великую Отечественную войну, обеспечивая воинские перевозки с Дальнего Востока в решающие периоды смертельной схватки с нацистской Германией.

За 125 лет дорогой пройдены сложные и трудные этапы реконструкции и развития.

Наша магистраль является пионером электрификации на переменном токе железнодорожного транспорта страны. Все выпущенные в стране электровозы на переменном токе прошли испытания и получили путёвку в жизнь на Красноярской железной дороге. В настоящее время она по технической вооружённости и технологии работы находится в числе передовых дорог России.

Крупнейшее предприятие края реализует и важные для региона социальные инициативы: железнодорожники строят жилые дома, детсады и школы в городах и поселках, обеспечивают работу краевого «поезда здоровья».

И всё это благодаря тому, что в конце XIX века было принято решение о реализации проекта, масштаб которого производит незабываемое впечатление даже более 100 лет спустя.

День 6 декабря 1895 года навсегда вошёл в историю железных дорог России. В Красноярск по железной дороге пришел первый поезд, который торжественно встречали около 13 тысяч горожан – это половина населения Красноярска того времени.

К моменту прибытия первого поезда губернский город уже имел вокзал, возведённый из камня.

-2

Губернская газета «Енисей», освещая прибытие первого поезда в Красноярск, писала:

Енисей, 1895. № 146 (8 декабря), Енисей, 1895. № 146 (10 декабря).
Енисей, 1895. № 146 (8 декабря), Енисей, 1895. № 146 (10 декабря).
Железнодорожный мост через Енисей. 1899 г., Енисей, 1899. № 38 (31 марта), Строитель моста инженер-механик Евгений Карлович Кнорре (1848-1917). Автор проекта инженер Лавра Дмитриевич Проскуряков (1859-1926). Выпускники Петербуржского института инженеров путей сообщения, принимавшие участие в строительстве СреднеСибирской железной дороги. Торжественный молебен по поводу окончания строительства железнодорожного моста через Енисей.
Железнодорожный мост через Енисей. 1899 г., Енисей, 1899. № 38 (31 марта), Строитель моста инженер-механик Евгений Карлович Кнорре (1848-1917). Автор проекта инженер Лавра Дмитриевич Проскуряков (1859-1926). Выпускники Петербуржского института инженеров путей сообщения, принимавшие участие в строительстве СреднеСибирской железной дороги. Торжественный молебен по поводу окончания строительства железнодорожного моста через Енисей.

Первый железнодорожный мост через Енисей наряду с Эйфелевой башней был удостоен Гран-при Всемирной выставки в Париже как чудо инженерной мысли.

-5

Железная дорога сыграла значительную роль в революции. Только за 1917 год в Красноярске прошло более сотни революционных митингов.

-6

Красноярский паровозовагоноремонтный завод в годы Великой Отечественной войны выдал фронту две рельсовые крепости: «Красноярец» и «Енисей».

Каждый работал за троих. Сутками не отходили от станков. Бригада поезда получает инструктаж перед поездкой. 1941-1945.
Каждый работал за троих. Сутками не отходили от станков. Бригада поезда получает инструктаж перед поездкой. 1941-1945.
-8

В годы войны исправно выходили, как минимум, две железнодорожные газеты.

Добавьте описание
Добавьте описание
Красноярский железнодорожник, 1998. № 49 (11 декабря).
Красноярский железнодорожник, 1998. № 49 (11 декабря).

Юбилейный выпуск газеты. Красноярский железнодорожник, 1999. № 3 (29 января).

-11
Красноярский железнодорожник, 1999. № 3 (29 января).
Красноярский железнодорожник, 1999. № 3 (29 января).

В 2004 году распахнул свои двери новый вокзал Красноярск Главный. Общая площадь помещений нынешнего вокзала – 12,7 тысяч квадратных метров, а пропускная способность – 2,5 тысячи человек в сутки.

-13

В честь 120-летия железнодорожного образования в Енисейской губернии трое сотрудников Красноярского института железнодорожного транспорта покорили самую высокую горную вершину (пик Черского), прилегающую к Транссибирской магистрали.

-14

Сегодня Красноярск – крупная пассажирская станция Восточной Сибири. Ежедневно она принимает 42 поезда дальнего следования и 44 электропоезда.

Добавьте описание
Добавьте описание
Библиотекарь отдела периодических изданий, Галина Живаева