В 2024 году Красноярская железная дорога отмечает большой юбилей - 125-летие. Годом рождения дороги считается 1899, когда был введен в эксплуатацию участок Транссибирской магистрали от Красноярска до Иркутска и построен железнодорожный мост через Енисей, удостоенный Большой золотой медали Всемирной выставки в Париже.
Строительство Транссибирской магистрали вошло в пятерку наиболее значимых событий с точки зрения влияния на ход отечественной истории и стало одним из важнейших событий XIX века.
Транссиб помог не только удержать восточные районы страны в трудное время после двух революций 1917 г., но и выиграть Великую Отечественную войну, обеспечивая воинские перевозки с Дальнего Востока в решающие периоды смертельной схватки с нацистской Германией.
За 125 лет дорогой пройдены сложные и трудные этапы реконструкции и развития.
Наша магистраль является пионером электрификации на переменном токе железнодорожного транспорта страны. Все выпущенные в стране электровозы на переменном токе прошли испытания и получили путёвку в жизнь на Красноярской железной дороге. В настоящее время она по технической вооружённости и технологии работы находится в числе передовых дорог России.
Крупнейшее предприятие края реализует и важные для региона социальные инициативы: железнодорожники строят жилые дома, детсады и школы в городах и поселках, обеспечивают работу краевого «поезда здоровья».
И всё это благодаря тому, что в конце XIX века было принято решение о реализации проекта, масштаб которого производит незабываемое впечатление даже более 100 лет спустя.
День 6 декабря 1895 года навсегда вошёл в историю железных дорог России. В Красноярск по железной дороге пришел первый поезд, который торжественно встречали около 13 тысяч горожан – это половина населения Красноярска того времени.
К моменту прибытия первого поезда губернский город уже имел вокзал, возведённый из камня.
Губернская газета «Енисей», освещая прибытие первого поезда в Красноярск, писала:
Первый железнодорожный мост через Енисей наряду с Эйфелевой башней был удостоен Гран-при Всемирной выставки в Париже как чудо инженерной мысли.
Железная дорога сыграла значительную роль в революции. Только за 1917 год в Красноярске прошло более сотни революционных митингов.
Красноярский паровозовагоноремонтный завод в годы Великой Отечественной войны выдал фронту две рельсовые крепости: «Красноярец» и «Енисей».
В годы войны исправно выходили, как минимум, две железнодорожные газеты.
Юбилейный выпуск газеты. Красноярский железнодорожник, 1999. № 3 (29 января).
В 2004 году распахнул свои двери новый вокзал Красноярск Главный. Общая площадь помещений нынешнего вокзала – 12,7 тысяч квадратных метров, а пропускная способность – 2,5 тысячи человек в сутки.
В честь 120-летия железнодорожного образования в Енисейской губернии трое сотрудников Красноярского института железнодорожного транспорта покорили самую высокую горную вершину (пик Черского), прилегающую к Транссибирской магистрали.
Сегодня Красноярск – крупная пассажирская станция Восточной Сибири. Ежедневно она принимает 42 поезда дальнего следования и 44 электропоезда.
Библиотекарь отдела периодических изданий, Галина Живаева