Есть мнение, что фундаментальной чертой русского менталитета является индивидуализм, – склонность полагаться только на себя, избегая зависимости от окружения. Данная черта сложилась исторически под воздействием особенностей кормящего ландшафта. В условиях аграрного недонаселения нормой становилось то, что в Европе являлось исключением, – каждый крестьянин располагал собственным, полностью укомплектованным хозяйством, – скотом и инвентарём, – что обеспечивало экономическую независимость. Общество же и государство лишь притязали на лично добытые ресурсы… Данное мнение было высказано в одной из публикаций. После чего появился комментарий, подсветивший интересную грань проблемы.
Если для европейских средневековых городов была характерна цеховая организация, возникшая в XI столетии, а затем получившая огромное развитие, – то в городах Руси подобного не произошло. Хотя и существовали профессиональные кварталы. Например, Стрельня – улица, на которой селились и продавали свой товар мастера, изготавливавшие стрелы. Тем не менее, единицей административного деления оставался «конец» или квартал. Или «тысяча». Как правило, с не выраженной профессиональной специализацией жителей. В случае чего, она выставляла воинский контингент.
В Европе же основой организации горожан были цеха – объединения по профессиональному признаку. Со своими очень сложными, – и крайне тоталитарными, мелочно регулирующими не только производство (вплоть до площади мастерской или лавки), но и личную жизнь членов, – внутренними уставами. Собственно, масонские ложи – с ритуалами и делением посвящённых на «градусы» – откровенно и даже подчёркнуто копируют цеховую культуру.
Цеховое деление в России пытался ввести Пётр I, но о степени успешности попытки свидетельствует само по себе то, что об этом деянии царя сейчас не помнят. А тогда – просто не знали. Да и странным было это деление – на четыре цеха: пищевая промышленность, производство одежды, строительство и транспорт, плюс «всё остальное».
...Одной, – помимо влияния индивидуализма «крестьянского», – из причин отсутствия цехов могло быть устройство русских городов – с крепостью и обширным посадом. В случае войны выжигавшимся. Дома не теснились внутри стен. Соответственно, профессиональная корпорация оказывалась бы слишком «рассеянной», концентрация же всех пекарей на одной улице – неудобной для потребителей.