Найти тему

История о том, как я готовила девочку к олимпиаде по иностранному языку, а она на эту самую олимпиаду не пошла

Мне дали тогда два восьмых классах, где я должна была преподавать немецкий язык. Об одном из этих классов я писала. И в этом же классе, так получилось, были самые умные ученики. Выяснилось это, когда я проводила у них школьную олимпиаду.

Каждый год в наших школах почти по всем предметам проводятся школьные олимпиады. И мы, учителя немецкого языка, тоже коллективно подготовили и провели олимпиаду в восьмых классах. Решили, что справедливо будет дать задания всем детям без исключения. К моему удивлению олимпиаду дети написали очень плохо. Почти все. То есть те, кто учился на восемь-девять написал олимпиаду на два (20 % материала было выполнено). И только одна девочка (назовём её Ксюша) выполнила 50% олимпиадных заданий. Но среди других детей она никак не выделялась: на уроках инициативу не проявляла, всё больше молчала, к урокам готовилась средне, и по немецкому у неё было семь. Оказалось, что в начальной школе (и даже в начале средней) она всё время участвовала в этих самых олимпиадах. И побеждала. И в седьмом классе она заняла на районной олимпиаде третье место.

Завуч и бывший учитель девочки сообщили мне, что её-то и надо опять готовить к районной олимпиаде. Я готовила, конечно, но Ксюша не особо горела желанием что-либо делать. В восьмом классе она получила уже только похвальный отзыв.

А вскоре после олимпиады выяснилось, почему Ксюша стала так равнодушна к немецкому. Девочка не хотела больше никаких олимпиад. Вообще. Загружена она была, помимо общеобразовательной школы, посещением школы художественной. И жила вместе с отцом далеко от школы - в частном доме, на самой окраине города. Так получилось, что родители девочки развелись. И Ксюша по решению суда досталась папе. А с Ксюшиной мамой осталась Ксюшина младшая сестра Яна. То есть родители при разводе просто поделили детей. Ровно один месяц в году девочки переезжали пожить к своему второму родителю: Ксюша - к маме, а Яна - к папе. И ещё один-два месяца они могли провести вместе у какой-то из бабушек. Обычно это происходило только на летних каникулах.

И вот девятый класс. У Ксюши налицо был стресс после развода родителей. Девочка закрылась в себе и на олимпиаду по немецкому языку ей было просто-напросто наплевать. Но школьную администрацию это не волновало. Администрацию волновали честь школы, рейтинг и собственные премии.

В общем, в девятом классе Ксюшу я так и не уговорила готовиться к районной олимпиаде. А делать-то надо было что-то. На следующий день я пришла на урок по немецкому языку в Ксюшин класс и просто спросила, кто из детей хочет участвовать в олимпиаде по немецкому. Леса рук и, соответственно, желающих я так тогда и не увидела. Ну, всё, думаю, завуч и директор меня за это по головке не погладят - не замотивировала!

Прозвенел звонок и ко мне подошла... нет, вовсе не Ксюша. Ко мне подошла Ксюшина соседка по парте Настя. У Насти за год стояла по немецкому девятка. Но говорить по-немецки на уроке и хорошо знать грамматику (и нюансы лексики), что и проверяется на олимпиаде, - это совсем не одно и тоже. Знания грамматики у Насти были близки к нулю. Но она очень хотела эту самую грамматику изучить. Ей нравился немецкий язык. А словарный запас у девочки был хороший.

Сначала Настя сходила на районную олимпиаду - посмотрела что там да как. Конечно, место тогда она никакое не заняла - времени было в обрез на подготовку, но девочка хотя бы поняла, к чему ей надо будет готовиться. И мы начали подготовку на следующий год.

Начали мы с Настей заниматься ближе к концу девятого класса, примерно в апреле. Настя делала и делала упражнения по немецкой грамматике. Приходила ко мне на консультации, учила тьму-тьмущую слов. А ещё она слушала школьное аудирование. И писала и учила темы по немецкому языку. И продумывала (письменно) ответы на разные возможные ситуации, связанные с этими темами. И мне всё это рассказывала. После уроков, конечно.

Так мы прозанимались ещё и весь июнь - пока я не собралась уходить в отпуск. А в конце июня Настя пришла ко мне и, не поднимая глаз, сообщила, что в десятом классе она будет учиться уже в лицее, куда она поступила, сдав экзамен по немецкому языку на семь баллов (экзамен был в двадцатых числах июня). Настя извинилась, что подвела меня. Ей было и радостно, что она смогла поступить в хорошее учебное заведение, и в то же время совестно, что она мне заранее ничего не сказала.

Делать было нечего. Я поздравила Настю с поступлением и подарила ей на память какой-то молодёжный роман на немецком языке. Так получилось, что я его принесла тогда в школу, чтобы поощрить труд девочки. Очень хотелось сделать ей приятное.

После этого случая на душе у меня было не очень хорошо, если честно. "Но это жизнь, - сказала я тогда себе. - И такое бывает". А через год я сама ушла из школы в свободное плавание.

А вам с вами, коллеги, случалось что-то подобное?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!

#школа

#мотивация

#изучение иностранных языков

#олимпиада

#учитель и ученик