Найти тему
Новый человек

Травма от предательства. Социальное научение

Вряд ли на Земле есть человек, который не пережил, хотя бы раз, боль предательства. Здесь есть очень важные нюансы, о которых знают психологи, но вряд ли знают не психологи. Впрочем, и не все психологи знакомы с травмой предательства.

Основное предположение о травме от предательства заключается в том, что травма не зависит от реакции на травму. Травмой предательства начала заниматься Дженнифер Фрейд, она же и дала подробное описание этого явления.

Она ввела термины «травма предательства» и «теория травмы от предательства» ещё в 1994 году. Она полагала, что: «основной проблемой является предательство, утрата доверия, которая порождает конфликт между внешней реальностью и необходимой системой социальной зависимости».

Конечно, конкретное событие может быть одновременно травмой от предательства и угрозой для жизни. Возможно, большинство детских травм являются именно такими событиями. Психическая боль, возникающая при обнаружении предательства, как и при обнаружении измены, является эволюционным адаптивным мотиватором для изменения социальных альянсов.
Психическая боль при обнаружении предательства, является адаптивным мотиватором
Психическая боль при обнаружении предательства, является адаптивным мотиватором

В целом, возвращение для дальнейшего взаимодействия с теми, кто уже изменил нам, не способствует нашему выживанию или каким-то преимуществам. Однако, если человек, который нас предал – это тот, с кем нам нужно продолжать взаимодействовать, несмотря на предательство, то это не в наших интересах – реагировать на предательство.

Дженнифер Фрейд предлагает различать две ситуации – зависимую и независимую ситуации. Если мы зависим от человека, если должны поддерживать связь, потому что он нам нужен – тогда мы отрицаем травму и само предательство, потому что это не в наших интересах вступать в конфронтацию.

Так что, например, ребёнок, которого предала его холодная, недоступная, эгоистичная, нарциссичная мать – такой ребёнок не может противостоять этой матери. Он не может избавиться от этой матери, и он не может поддерживать никаких контактов с этой матерью.

Он не может даже думать плохо о матери, потому что она нужна ему для выживания – это прекрасный пример отрицания травмы, отрицания предательства. Потом, если вы уже не зависите от этого человека – можно просто попрощаться с ним, можно просто уйти. Либо, если продолжается зависимость – придётся игнорировать предательство и дальше.

Если человек, которого предали – ребёнок, а предатель – родитель, особенно важно, чтобы ребёнок продолжал вести себя так, чтобы это вызывало привязанность. Если ребёнок откажется от опекуна, от которого он зависит – это ещё больше поставит под угрозу его жизнь.

Если ребёнок откажется от опекуна – это ещё больше поставит под угрозу его жизнь
Если ребёнок откажется от опекуна – это ещё больше поставит под угрозу его жизнь
Таким образом, травма, полученная от жестокого обращения с ребёнком, по самой своей природе требует, чтобы информация о жестоком обращении была заблокирована от психических механизмов, контролирующих привязанность. Здесь нет какого-то особого избегания психической боли как таковой, скорее – это контроль социального поведения.

А теперь обратите внимание на свою жизнь, на ту информацию, которую вы усваиваете каждый день из разных источников информации. Находитесь ли вы в постоянном стрессе? Нет ли чувства предательства? От кого и чего вы зависите? Обратите внимание на характер ваших социальных взаимодействий. Оцените ваше ожидание будущего.

✅ Как видите, теория травмы от предательства выходит далеко за рамки личных отношений. Зная это, вы сможете прослеживать какой тип реакции вам прививается, какое поведение у вас формируется… Так вы сможете более осознанно подойти к своей жизненной ситуации.

Тема очень важная – будем её продолжать разбирать по разным важным аспектам нашей жизни. Да, тема совсем не развлекательная – заставляет думать. Вам выбирать.

Берегите себя

Всеволод Парфёнов