Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1994 году. Произведение носит автобиографический характер. Санаев пишет «Похороните меня за плинтусом», чтобы перешагнуть через травмирующий период своего детства.
"Похороните меня за плинтусом" - история о жизни девятилетнего Саши Савельева. В центре сюжета герой, который растет под гнётом своей бабушки и всячески старается выбраться из-под пресса домашней тирании. Ребёнок стремится получить материнскую любовь и заботу. В повести поднимаются темы детства, влияния семьи на формирование личности и связи ребенка и матери. Автор исследует психологическое состояние Саши и его взаимодействие с окружающим миром.
Как и главный герой книги, Павел Санаев также некоторый период своего детства проживает в семье своих бабушки и дедушки, в изоляции от матери. По его словам «сопротивляться ей (бабушке) было невозможно. Влияние ее на меня было настолько сильным, что сохранялось до двадцати с лишним лет». Писатель отмечает, что выйти из-под воздействия бабушки он смог только к 25 годам, издав свою повесть. Работа над произведением шла с 16 лет - под влиянием семьи были написаны первые главы: «Делал я это, потому что мои родители, а особенно мой отчим, «пилили» меня за то, что я лоботряс, ничего не делаю, гуляю с друзьями, слушаю хеви-метал и вообще: «где от тебя хоть что-то полезное». И я тогда написал какой-то рассказ, даже не об этом, а о чем-то совершенно другом. Он ему (отчиму) жутко понравился, он меня тогда за него сильно перехвалил, и я подумал: «о, значит, можно что-то написать и потом месяц спокойно гулять, слушать хеви-метал, и уже никто ко мне не придерется». Ну, и вот так вот несколько первых рассказов появились только для того, чтобы иметь законное право лоботрясничать и чтобы меня за это не сильно пилили родители». «Похороните меня за плинтусом» было закончено Павлом уже после учёбы во ВГИКе. Тогда он начал понимать, «какие истории работают, а какие не работают».
Особое внимание автора уделено психологическому состоянию героя. Санаев анализирует, как среда, в которой растет ребёнок влияет на его личность.
Детство в повести Павла Санаева предстаёт как нечто болезненное, как «болевое переживание ребенком своей невольной вовлеченности в мучительные противоречия взрослого мира».
Саша оказывается донельзя запуган своей бабушкой, её угрозами и проклятиями. Мальчик изучает Нину Антоновну, наблюдая её эмоции, поведение, надолго запоминает многие фразы и слова, принадлежащие ей.
Мальчик скован запретами Нины Антоновны, поэтому его реакции на происходящее несамостоятельны. В глазах бабушки ребёнок не имеет авторитета, она не считается с его взглядами, постоянно унижает и пугает тем, что мальчик скоро умрет от многочисленных заболеваний, а для убедительности водит к врачам, которые подтверждают диагнозы. Саше важно самоутвердиться, но в реальном мире из-за гнёта Нины Антоновны сделать это он неспособен. Ребёнок старается воплотить свои желания в собственном воображении. Так, Саша выстраивает альтернативную реальность, чтобы справляться со стрессом: он уходит в мир фантазий, ведь только там он способен «отомстить» всем своим обидчикам. Герой «казнит» своих лечащих врачей, которые из раза в раз как бы «подыгрывают бабушке», ставя мальчику «мнимые» диагнозы и заболевания, которых на самом деле у ребёнка нет.
Ребёнок сопротивляется миру, в котором ему приходится жить, мстит своим обидчикам в фантазиях. Саше настолько тяжело, что его стресс и страхи находят отклик в психике, в интерпретации реальности в фантазиях и галлюцинациях. Мальчик нуждается в возможности «ответить» этому миру, подыгрывающему Нине Антоновне.
«Похороните меня за плинтусом» - о желании быть в родном месте. "За плинтусом» - значит быть рядом с мамой, иметь возможность смотреть на неё, знать, чем она занимается - при жизни Саша лишен этого. Из всех зол ребёнок выбирает быть «похороненным за плинтусом», где не так страшно, не так темно, как на кладбище.