Время, проведённое вместе, — главная ценность в жизни любой семьи. Это возможность показать и ощутить любовь, внимание, заботу. Младенец или ребёнок, научившийся ходить, требует много внимания. Он не отпускает родителя (чаще всего маму) ни на шаг: невозможно спокойно принять душ, выйти в магазин, поговорить по телефону. Как бы мы ни любили сына или дочку, всё равно устаём. А постоянное нарушение личных границ, пусть исходящее от самого обожаемого существа на свете, утомляет, выводит из себя, нервирует.
Казалось бы, по мере взросления ребёнка родители с облегчением предоставляют ему больше свободы, получая взамен личное время. Но сплошь и рядом наблюдается обратная картина: мамы и папы продолжают растворяться в своём отпрыске, участвуя во всех его делах.
Интернет пестрит шутками, мемами и анекдотами о взрослых, умудряющихся превратить детсадовский конкурс поделок в выставку родительских талантов «Сделай сам». Гиперопека — вот чума нашего столетия, лишающая детей не только самостоятельности, но и понятий «личные границы», «личное пространство».
Каждому человеку, независимо от возраста, нужны время, чтобы побыть наедине с собой, возможность принимать собственные решения и учиться на своих ошибках.
Малышам-дошкольникам, личные границы которых ещё не установлены, необходимо постоянное мамино внимание. Однако необязательно вести игру, непрерывно вовлекаясь в дела малыша. Л. А. Никитина в повести «Как мы жили» пишет, что мама вполне может заниматься своими делами, а дети — своими. Но главное для ребёнка — мамино присутствие и спокойствие, которое оно приносит.
«На скамейке оживлённо разговаривают две молодые женщины. К одной из них нет-нет да приковыляет малыш лет двух, ткнётся ей в колени, постоит так несколько секунд и топает назад, к стайке ребятишек в песочнице. Она не спрашивает его ни о чём, просто положит сынишке руку на головку, погладит вихры, шепнёт что-то на ушко, и он, словно глотнув живой воды, снова возвращается к игре».
Самостоятельность ребёнка уравновешивается ощущением надёжности и безопасности, исходящих от мамы.
Младшим школьникам родители часто помогают делать уроки, и после этого сил на совместные игры и забавы уже не остаётся. У взрослых подспудно зреет раздражение из-за непонятливого отпрыска. Ребёнок же часто бывает обижен окриками и возмущён поучениями, прилетающими от мамы и папы. Именно поэтому желательно делегировать процесс помощи с домашним заданием профессионалам. А в перспективе научить сына или дочь справляться с этим самостоятельно. Тогда те два вечерних часа, которые родители проводят с детьми, действительно сплотят семью, позволят следить за формированием малышей и их личностным ростом.
Подростки и старшие школьники всё больше времени проводят с друзьями, часто бывают заняты в кружках и на внешкольных мероприятиях. Ужин в кругу семьи в будние дни и запланированные события на выходных позволят оставаться в курсе дел и проблем подрастающего поколения. Причём не нарушая прав на свободу личности.
Сколько времени следует проводить с взрослеющим ребёнком, чтобы не нарушить его границы?
Ответ зависит от многих факторов:
· индивидуальные потребности несовершеннолетнего;
· характер внутрисемейных взаимоотношений;
· обстоятельства семейной жизни;
· динамика развития подростка.
Одни дети жаждут внимания родителей, комфортно чувствуют себя, рассказывая о том, что с ними происходит или спрашивая совет. Другие — обращены вглубь себя, для взросления им требуется личное время, проведённое вдали от родителей и значимых взрослых. Потребности подростка следует уважать.
Когда ребёнок подрастает и способен к диалогу, вопрос о необходимом количестве внимания обязательно нужно обсудить. Иначе впоследствии между ним и «ничего не понимающими взрослыми» может возникнуть конфликт.
Главное — помнить: вопрос не в количестве времени, проведённом с детьми, а в его качестве. Хорошее настроение и ориентированность на собеседника (ребёнка). Готовность не только осудить, но помочь и понять. Всё это позволит выстроить доверительные отношения «ребёнок — значимые взрослые» и сделать время, проведённое вместе, незабываемым.
Исследования Федеральной службы государственной статистики показывают, что в России семьи тратят на общение около 2 часов в день. Однако это число варьируется в зависимости от возраста детей. Например, для младших школьников оно увеличивается, а для подростков уменьшается. Нормальным считается изменение времени в сторону повышения после значимых событий в жизни семьи. Горе или радость, переживаемые совместно, заставляют бессознательно тянуться друг к другу.
Итак, в каждой семье количество времени, проводимого с ребёнком, разнится в зависимости от его возраста и характера, а также занятости родителей.
Однако можно выделить общие тенденции:
· Хотя бы раз в день необходимо уделить детям внимание (поболтать, поиграть, посмотреть фильм и т. д.).
· Несколько раз в месяц желательно планировать совместные мероприятия в соответствии с возрастом и увлечениями участников.
· Время, проведённое вместе, должно быть качественным и приносить удовольствие всем членам семьи.
· С возрастом ребёнок становится более самостоятельным, и количество времени, проведённого вместе, будет уменьшаться —это естественный процесс.
И, пожалуй, главное: нельзя детей под давлением вызывать на откровенный разговор и заставлять участвовать в семейных мероприятиях. Это не улучшит отношения в семье, а принуждение ведёт лишь к потере доверия у ребёнка.
Автор статьи: Нина Кашавкина
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: