В первый раз увидев, как коллеги строили финансовую модель, казалось, что основной и самый важный навык – знание табличного редактора и всех продвинутых функций. Уровень автоматизации (и это без использования макросов) впечатлял. И только спустя несколько лет, пришло осознание, что финансовая модель – прежде всего способ математически описать процессы и их взаимосвязи и сделать числа живыми.
Создание финансовой модели дело творческое, более того, она будет постоянно развиваться по мере появления новых требований к объему аналитик и форм отчетности. Что же касается углубленных знаний табличного редактора – они делают работу с обновлением модели чуть более простой.
Что такое финансовая модель?
Финансовая модель – способ описать и спрогнозировать возможные варианты реализации проекта или развития бизнеса. На основании сделанных прогноз формируются метрики и ключевые показатели, которые позволяют отслеживать в нужном ли направлении двигается компания или проект, а также ответь на вопрос, а что, если… взять новый проект, в котором мы ничего не понимаем, но очень интересно поучаствовать.
Финансовая модель полезна не только в проектной деятельности в классическом ее проявлении (определение PMBOK), но и при внедрении новых продуктов, услуг, расширении бизнеса (здесь она просто не заменима).
О том как происходит проектирование и наполнение финансовой модели, из каких блоков она состоит и какой опыт мы получили за последние годы и будем рассказывать.
А сегодня попробуем ответить на вопрос с чего начать разработку финансовой модели. Этим вопросом когда-то задавались и мы, хотя…. иногда до сих пор смотришь на ТЗ от заказчика и не знаешь с какой стороны к такой уникальности подойти.
С чего начать разработку финансовой модели?
Создавая структуру финансовой модели начинайте с оценки масштаба заказчика и специфики.
Масштаб
Проанализируйте масштаб компании или проекта, наличие ресурсов и сроков:
- количество и квалификацию сотрудников, есть ли в компании кадры, которые смогут оказать экспертную поддержку, кто будет источником исходных данных, кто будет отвечать за сбор факта.
- порядок взаимодействия между подразделениями.
- наличие программного обеспечения: 1С, электронный документооборот, специализированное ПО для календарно-сетевого планирования.
- требования заказчика.
- требования руководства.
- объем исходных данных.
Результат анализа позволит определить детализацию финансовой модели и ее структуру.
Особенности проекта или компании
Анализ сферы, требований бизнес-среды и законодательства, которое регулирует деятельность, место положение и другие параметры позволят также структурировать бюджет и финансовую модель.
Собрав эти данные. Можно приступать к работе.
Автор: Вера Питинова