В одном из лучших мест Петербурга, там где Невский проспект перепрыгивает через канал Грибоедова, напротив Казанского собора, стоит один из самых красивых домов в России, а может быть и не «один из самых красивых», а просто – самый красивый. Дом Зингера. И, если верить генералу Бонч-Бруевичу – его построили шпионы и враги.
В марте 1915 года, когда дела на фронте пошли совсем плохо, всем стало совершенно понятно, что во всем виноваты шпионы и враги. Не может же славная русская армия терпеть одно поражение за другим. Значит, во всем виноваты немцы и шпионы. Тем более, что немцев в России имелось более чем достаточно, многие отрасли промышленности, например, электротехническая вообще были созданы ими. А теперь, все эти немцы только и занимаются тем, что мешают нам немедленно победить. Кругом – измена, вплоть до царских родственников. Недаром же главнокомандующий великий князь Николай Николаевич велел генералу Бонч-Бруевичу присматривать за великими князьями Владимировичами, как там они себя ведут.
Начальник штаба 6-й армии Бонч-Бруевич и его помощник Батюшин в обстановке всеобщей шпиономании развернулись по полной программе. Главным их «творческим успехом» стало спешно состряпанное «дело Мясоедова», которое по уровню доказательной базы не сильно отличается от «дел Право-троцкистского центра» и прочих «Военно-троцкистстких организаций». Просто развернуться со всей широтой им не дали, в Российской империи система сдержек и противовесов все-таки работала, это потом при Иосифе Виссарионыче ее отключат, заменив на «встречные планы», причем не только в промышленности, но и в расстрельных делах.
Так вот дело Мясоедова нам так хорошо известно, потому что оно доведено до печального финала – полковника спешно осудили и так же спешно привели приговор в исполнение. Как будто боялись, что сболтнет чего лишнего.
Но на самом деле пиком «творчества» Михаила Бонч-Бруевича, как мне кажется, стала немного другая история. Правда, её ему не позволили довести до сколь нибудь внятного завершения, хотя крови людям он своей ретивостью испортил достаточно. Но в итоге начальство, после того как стал назревать дипломатический скандал с союзником, нашло в себе силы сказать что-то вроде: «Уймись, дурак».
О чем речь?
Да просто летом 1915 года Бонч-Бруевич пришел к выводу, что германская шпионская сеть в России работает под прикрытием компании «Зингер». Смотрите сами: эта фирма занимала на тот момент почти весь рынок швейных машин в России. Швейные машинки тогда были очень популярным товаром и их хотели прибрести себе почти все хозяйки. Поэтому у компании «Зингер» имелось много торговых представительств и магазинов по всей России. Соответственно, много сотрудников: торговых агентов, приказчиков, инженеров и так далее. Просто отличное прикрытие для разветвленной шпионской сети, которая собирает информацию по всей России и не дает нам победить немецкого супостата.
А тут еще директор петроградского отделения «Зингера», головного по России, разослал по губернским подразделениям фирмы циркуляр в форме анкеты, в которой опрашивал сотрудников о работе разных заводов на территории, обслуживаемой каждым отделением. Начальство «Зингера» эти вопросы интересовали с какой целью? Чем больше заводы работают и чем больше рабочие зарабатывают, тем больше швейных машинок надо завезти в этот город, чтобы жены рабочих имели возможность без проблем потратить заработанные деньги на самую современную технику. Но Бонч-Бруевич решил, что этот циркуля – прямое доказательство шпионской работы компании «Зингер». Однозначно на немцев работают, раз такие вопросы задают!
Мало того, что так считал начальник штаба одной из армий. Гораздо хуже то, что Бонч-Бруевич как «специалист по шпионам» убедил начальника Генштаба Янушкевича «принять меры» к «Зингеру». И в июле 1915 года полиция ринулась арестовывать управляющих губернских контор «Зингера» и закрывать магазины фирмы. Причем развернулись от души: только в Петрограде и окрестных губерниях закрыли около 500 магазинов. Это, кстати, показатель того, насколько швейные машинки «Зингер» были тогда популярны и необходимы в хозяйстве чуть более чем везде.
И Бонч-Бруевич уже наверное, готовился получить очередной орден. Но что-то пошло не так. Потому что неожиданно грянул дипломатический скандал.
Американский посол зашел с визитом в российский МИД и вежливо поинтересовался там:
- Коллеги, а вы не подскажете, чем вашему начальству не угодила фирма «Зингер»? Почему ее магазины закрывают, а сотрудников арестовывают?
- Да вы не беспокойтесь, уважаемый посол. Это просто немецких шпионов ловят. Под видом продажи швейных машинок шпионили для немцев.
- Скажите, а с каких пор в вашем МИДе запамятовали, что Россия и САСШ вообще-то являются союзниками, что Америка помогает вам воевать с Германией, а «Зингер» вообще-то не немецкая фирма, а американская… Основана американцем и всегда была американской…
Занавес.
В сентябре 1915 года Совету министров пришлось исправлять все, что наворотил Бонч-Бруевич, выпуском специального постановления, в котором сообщалось, что закрытие магазинов навредило российским потребителям, что хозяйки остались без новых швейных машинок и обслуживания уже купленных и что все это неправильно, так как портит отношения России и Америки. И конечно, это ни какая не шпионская сеть, а обычная сеть магазинов. Поэтому ее работу следует восстановить, правда, только в губерниях, расположенных вне театра военных действий.
А что же Бонч-Бруевич?
Его наказали за излишнюю ретивость?
Конечно.
Чтобы мешал своей ретивостью меньше, его повысили и перевели из начальников штаба 6-й армии в начальники штаба Северного фронта. У нас ведь всегда так делают - переводят на новую должность с повышением, тех, кто "отличился". Ну, почти всегда.
Но идея Михаила Дмитриевича о том, что вокруг одни враги настолько всем понравилась, что зажила своей жизнью. И очень скоро врагом в личных разговорах стали считать не только всяких там генералов и фабрикантов с приставкой «фон», но и саму императрицу. Немка? Немка. Значит, шпионка. Тем более, что Александра Федоровна и сама сделала все от нее зависящее для такой «популярности».
Отголоски этой шпиономании живут до сих пор в формате «большевики – агенты кайзера». И ведь сколько расследований было на это тему вплоть до судебных дел. Но конспирология – увлекательная штука, которой совершенно не нужен голос разума. Особенно, когда можно обвинить других в собственных грехах.
------------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.