Найти тему

«А то дворником станешь»: что делать, если ребенку все равно на учебу?

Оглавление

Постоянные жалобы учителей, а может даже звонки от директора с упреками в духе «Ваш ребенок сам не учится и другим мешает» могут вызвать отчаяние, злость и другие чувства. Ему уже скоро в вуз поступать, а он не то, что не учится, так еще и не решил, кем хочет стать. Аргумент «не будешь учиться, дворником станешь» уже давно не эффективный. Как и мотивирование, и угрозы. Как же пробудить у ребенка, в частности у подростка, интерес к учебе и не давить на него своими ожиданиями, рассказывает детский и подростковый психотерапевт, психотерапевт сервиса Мета Виктория Потапова.

Почему подросткам может быть неинтересна учеба

Оценки и мотивация к обучению — одна из самых острых тем в отношениях между родителями и подростками. Ни для кого ни секрет, что подростковый возраст подразумевает заключительный этап сепарации и определение своего жизненного пути. Возможно, именно поэтому родители начинают все больше беспокоиться за тот багаж знаний и навыков, с которыми выходит в большой социальный мир их ребёнок.

«Учись и станешь Человеком», — говорят родители.
«Я сам разберусь, как жить», — отвечают им дети.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Как выстроить доверительные отношения с подростком

Кроме накопления знаний, важной задачей подросткового возраста становится поиск ответа на вопросы: «кто я?», «какой я?», поиск своего места в отношениях с другими людьми. И если до наступления подросткового периода ребенок мог быть увлечен учебой, то после вхождения в новый возрастной период он начинает больше интересоваться тем, как складываются его отношения с друзьями и каким человеком он себя ощущает, чем тем, какие оценки он получает. «То, как я учусь, не говорит о том, какой я человек!», — можно услышать на сессии от девочки-подростка. «А они (родители) видят только оценки, но не замечают меня». И в этом для многих подростков проявляется ненадежность отношений с их родителями.

Внутри ребенка может подниматься бунт, который выражается в отказе от учебы. Зачем бунтовать? Чтобы попытаться отделиться от роли ученика в глазах родителей и показать себя настоящего.

Те жизненные пути, которые выстраивали для детей родители, могут подвергаться сомнениям и критике. Часто на сессиях подростки рассказывают, что родители активно с 5-6 класса предлагают какую-то профессию или вид деятельности, на которую ребёнок в тот момент соглашается, но взрослея начинает задумываться: «действительно ли я хочу пойти по этому пути? По-настоящему ли мне это интересно и у меня есть к этому талант?».

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Не игра и не шутка, а форма насилия. Как распознать буллинг?

Нельзя убирать со счетов, что естественный познавательный интерес может быть активен только тогда, когда ребенок чувствует себя безопасно. Если же он переживает острый или хронический стресс, связанный с внешним воздействием на него со стороны школы, семьи или сверстников, то ему будет достаточно трудно сконцентрироваться на обучении — это связано с естественной физиологической реакцией познавательной системы на переживание стресса.

Что влияет на мотивацию к обучению

Именно в подростковом возрасте может перестать работать внешняя мотивация (получение оценок, обещанных выгод), а внутренняя (личная) оказывается недостаточно сформированной. От того, какой тип мотивации преобладает у подростка в обучении, зависит его инициатива и то, сколько усилий он прилагает к процессу обучения и получения знаний.

Нужна помощь психотерапевта? Заполните анкету, и мы бесплатно подберем для вас несколько специалистов на выбор. По промокоду METAZEN вы получите скидку 25% на первую сессию с психотерапевтом.

Внутренняя мотивация — желание что-то делать, основанное на системе личностных ценностей. Важная составляющая — удовольствие от процесса и результата деятельности. Таким образом, подросток, у которого сформирована внутренняя мотивация, учится для самого себя, ради своих собственных целей, а не привнесенных извне. Поэтому в контакте с подростком важно не заставлять ребёнка показывать результаты, а помочь сформировать внутреннюю мотивацию, чтобы он сам захотел добиться успехов, которые отвечают его жизненным приоритетам и смыслам. Внутренняя мотивация похожа на встроенный личный навигатор, на котором ребенок выставляет ту точку прибытия, куда по-настоящему хочет добраться сам. Внешняя — это когда точку прибытия выставляет кто-то другой, заставляя силой туда добираться или приманивая чем-то, что не добавляет смыслов, а всего-лишь подливает немного бензина в бак активности.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Мотивация: как перейти от мыслей к действию

Перед родителями встает задача не прививать любовь к учебе, а помогать находить внутренние смыслы и мотивацию, помогая разобраться в себе. Это можно сделать через интерес к внутреннему миру подростка и его увлечениям.

Когда будет найдена по-настоящему желаемая цель, то в моменты концентрации над ней в организме у ребенка будет выделяться достаточно дофамина, чтобы поддержать активное поведение в ее достижении. И наоборот — если внутренней мотивации у ребенка так и не будет, то ему потребуется каждый день затрачивать много сил только лишь для того, чтобы заставить себя начать что-то делать, от чего на само действие энергетического ресурса уже не будет хватать.

Как родители могут поддерживать мотивацию подростков

Многие дети на сессиях жалуются, что на самом деле они хотят учиться и много сил вкладывают в организацию своего учебного процесса. Но родители часто это обесценивают, не замечают потраченных сил, зато обращают внимание на оценки, которые, скорее, отражает субъективный взгляд учителя, а не стремление подростка понять учебный материал.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Чем опасен перфекционизм

«Каждый раз дома мне говорят, что я недостаточно стараюсь, хотя всегда делаю уроки, максимально выкладываясь. После этого вообще ничего не хочется делать, ведь ничего от моих действий не меняется», — таким образом рассуждают многие дети. Именно поэтому важно замечать реальные действия ребенка, связанные с учебой, давать положительную обратную связь и поддержку.

«Я видел, как усердно ты вчера учил биологию, и мне жаль, что ты получил по контрольной низкую оценку. Так, к сожалению, бывает. Но я горжусь твоей способностью концентрироваться и ставить себе цели. Расскажи, что для тебя было самым любопытным в материале, который ты учил. Мне правда это интересно!», — вот что хотят слышать подростки от родителей.

Когда ребенок знает, что залог успеха — это делать достаточно, а не идеально, когда он поддерживает фокус внимания на процессе обучения, а не на оценках, он может достичь более стабильных результатов в обучении. А еще ему будет легче поддерживать внутреннюю мотивацию.

Для ребенка важно, чтобы родители признавали его вклад в учебу. Ведь это именно его деятельность и ему необходимо присвоить результаты: «Да, это сделал я! Я сам!», а добрый взгляд взрослого может в этом поддержать и направить. Общие похвалы подростки могут воспринимать несерьезно, как что-то отстраненное и не включенное, а вот настоящая заинтересованность родителей и их поддержка послужат опорой.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
Как успехи детей могут стать показателем успешности родителей и чем это опасно

Что еще могут сделать родители? Установить временные рамки — только если это необходимо. Ведь отсутствие самодисциплины или режима работы и отдыха — это две крайности, в которые могут впадать подростки. При этом важно не впадать в крайности самим родителям, например, транслируя, что необходимо добиваться поставленных целей любой ценой или вот такой уровень сложности лучше даже не пробовать.

Развитие и поддержание внутренней мотивации — вовлечение в процесс обучения, за которым стоит личностный смысл самого подростка, причем доступный им в ближайшее время. Разговоры о высокой зарплате через 8-10 лет могут не сработать, а возможность лучше понимать механику в любимой игре, «подтянув» информатику, будет важным.

Как может помочь психотерапия

Когда подросток совсем запутался в том, что он хочет и что для него важно, когда он чувствует себя совсем истощенным и непонятым, то в такой ситуации может помочь психолог или психотерапевт. Это совершенно не заинтересованный человек, но при этом он настроен на то, чтобы понять ребенка.

Именно в терапевтических отношениях зачастую формируется такой уровень доверия, надежности и безопасности, опираясь на который, подросток может найти ответ на вопросы: «какой я?», «что для меня важно в жизни?» и сформировать внутреннюю мотивацию для обучения.

Читайте также в журнале «Метаморфоза»:
От чего зависит эффективность психотерапии?

Специалист может помочь родителю понять его собственные чувства, связанные с успеваемостью ребенка, снять необходимость перекладывать их на ребенка, запугивая «страшной судьбой». При совместной работе с диадой родитель-ребенок одной из целей терапии может стать налаживание более доверительного контакта, в котором каждый из членов семьи сможет открыто выражать свои ожидания и переживания, относясь при этом с уважением к чувствам и решениям других. Это поможет ребенку увидеть, что родитель переживает за него, а не за оценки, что важен именно он, а не его табель успеваемости. Это поможет вернуть в отношения надежность и безопасность, что станет хорошим фундаментом для определения пути и поддержания развития заложенных в ребенке способностей.

Статья оказалась для вас полезной? Поставьте ей ниже лайк. А если кажется, что автор текста может помочь с вашей проблемой, запишитесь к нему на первую сессию со скидкой 25% по промокоду METAZEN 🙏🏼