Много говорится о школе, много разнообразной активности. Но что же более всего необходимо, в чём кратчайший путь к избавлению от суетливости, отнимающей у всех силы, от ложных "инноваций", не имеющих перспектив, от нарастающей грубости взаимоотношений? - Внимание к качеству энергии во всём. И в качестве критерия принять критерий... Красоты.
Красота – верный критерий качества психической энергии, качества действия, слова, мысли. Красота в глубоком смысле понятия – критерий истинности избранных путей, критерий жизненности всех преобразований, каждого метода, явления, педагогического средства.
Красота о которой говорится как о признаке истинности, не условна и не абстрактна. Но признак присутствия духа, или одухотворённости.
Необходима глубина мышления, она же "красота". Необходимо творчество, но не просто активность, а созидательность, рождающая не просто новые формы, но более одухотворённые, более тонкие. Это снова Красота. Радость - верный признак здоровой среды - это тоже Красота.
Иначе говоря, всё лучшее и действительно созидательное будет соответствовать Красоте. Нельзя назвать "современным" то, что соответствует тенденциям, "моде", но не является созидательным, что не соответствует критерию Красоты.
Критерием красоты разрешаются многие ненужные диссонансы и противоречия… Энергия Красоты – поможет отделить «живое» от «мертвого» в школьной жизни. Это будет прорыв к Свободе и достижению талантливости.
С понятием красоты связано сейчас много ложных установок, люди настолько разучились доверять своему сердцу, что нередко можно слышать и такое: "А откуда мне знать, красиво это или некрасиво (в смысле – что "авторитетное" мнение назовёт красивым, то и мы будем таковым считать). Но такая позиция свидетельствует об изрядной проблеме – "запылённости" естественного чувства, свойственного каждому сердцу, хотя бы и в той мере, которая соответствует опыту духа, накопленному в веках существования, в мире видимом и Невидимом.
Чувство красоты в человеке соответствует чувству истинности и является одним их проявлений живой духовности.
«Явление огня нужно представить себе … как самое от нас неотрывное» ("Живая Этика").
Новые формы для новых условий легко проявятся, если подойти с критерием «Красота».
Свет Красоты отдели в каждом действии твоем,
В каждом слове твоем, в каждой мысли твоей.
Критерием «Красоты» подойдем к основным аспектам и к «краеугольным» для современного образования вопросам: таким, как развитие мышления, воображения, творческих способностей…
Суть «эффективности» всякого действия, внутреннего или внешнего, в степени «задействованной» «глубины» сознания… Соответственно условие развития – это обеспечение питания тем наиболее глубоким и тонким «уровням» сознания, «уровням» личности…
Еще Ф. Бэкон писал о том, что есть метод ведущий, а есть инициирующий. Лишь осознавая психическую энергию как движущее начало собственных «продуктивных» действий, учитель может «увидеть» и помочь укрепиться, расти энергии учеников.
Суть талантливости, и развивающейся одаренности – духовные накопления и тонкая отзывчивость; это синтез высокого уровня, качества мысли и духовной энергии – духа любви к высшему.
Осознавая энергетическую суть процесса обучения, мы обретаем бесконечность форм действия – метода, умножая созидающую силу педагогического творчества.
Дети – не Ангелы. Но в каждом из юных – частица Света духовного мира… И главное, чем ребенок отличается от взрослого, это нерастраченность запаса огня, данного на духовное восхождение. И задача школы – не дать огню погибнуть, но помочь растить человеческую "окрыленность", одаренность светом естественной духовности. Подчеркнем: одаренность («дар») и есть озаренность духовным светом… Необходимо растить одаренность – взращивать в энергиях Красоты. В этом успех.
Сегодня все видят проблему школы в «сверхтехнологизме» и обезличенности. Но до тех пор, пока не осознается суть – явление «психической энергии», – все лучшие намерения дадут лишь малый эффект при огромных усилиях… Именно не формы, но «мастерская духа» изменит школу…
Современная педагогическая наука, на словах стремясь к гуманизму, в реальности не видит различия между социальным и духовным, между душевностью и духовностью.
Между «душевным» и «духовным» – пропасть. «Мосты» – соединяющие сознание земное с сознанием Высшим, с Миром Высшим – актуальная задача для современного человечества…
Именно школе, где взращиваются новые поколения, следует быть и наиболее открытой всему новому, всему, что способствует большей красоте жизни - одухотворённости и утончённости.
Но для начала научимся внимательности. Множество светлых, вдохновенных явлений существует, оставаясь незамеченными и тем в меньшей степени реализуя свою творческую мощь…
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью эту статью: "Энергия Красоты в пространстве школы", - можно прочитать на нашем сайте "Живая Школа".