Найти тему
Звук и мысль

Грубоматериалистические причины деградации педагогики

Фото автора
Фото автора

Среди ложных предпосылок, лежащих в основании в целом неуспешной сегодня педагогики (предпосылок, о которых мы рассказывали в предшествующих материалах), пожалуй, ключевую роль играет "коренной" грубый материализм, заставляющий заблуждаться по поводу устройства и эволюции Мира и человека. Казалось бы, сегодня, при практически "официальном" торжестве наконец-то разрешённой религиозности, которую даже преподают в том или ином виде в школе, – о каком преобладании материалистической идеологии можно говорить? – И тем не менее, в скрытом виде категорически отрицающий Дух и духовность материализм, увы, никуда не ушёл.

Материалистическое мировоззрение лежит сегодня в основе огромного большинства проявлений гуманитарных наук на постсоветском пространстве. В качестве аксиомы (чего-то абсолютно неоспоримого, не требующего никаких доказательств) преподносится следующий, совершенно особый взгляд на ход человеческой эволюции: общество в целом всё время растёт, совершенствуется, переходит от простого к сложному и т.д. Происходит «смена общественных формаций»: от первобытного состояния к родо-племенному, от рабовладельческого к феодальному, от капиталистического к коммунистическому.

Что же, по сравнению с некоторыми теориями прошлого (социал-дарвинизм, например, креационизм, и т.д.) это, безусловно, шаг вперёд. Но следующие шаги сделаны уже давно, и несостоятельность этого "упрощённо-эволюционного" подхода полностью очевидна. Тем не менее, автоматически, не задумываясь, многие современные «гуманитарии» оснащают свои работы этой концепцией.

Казалось бы, ну и что? Разве это на что-нибудь влияет? Ведь большинство таких пишущих просто по привычке, не думая, копирует этот «мировоззренческий блок», философскую основу, из работ и учебников прошлых лет, и вроде бы не думает ею руководствоваться. – К сожалению, не просто влияет, а предопределяет коренные ошибки во всех построениях. И причина не только в написанных текстах, но в повсеместно практикующемся «процессе обучения», при котором эта концепция заучивается как аксиома ещё в учебных заведениях. Рассмотрим, как грубый материалистический подход к эволюции проявляется именно в педагогике.

Материалистической эта концепция эволюции является прежде всего потому, что она строится на лежащем в её основе коренном предположении о первоначальной бездуховности человека: отрицается духовность и развитость человека в прошлом; появление духовности (что бы под этим словом ни подразумевали) описывается как постепенный и очень медленный процесс – не в отдельном человеке, а в человечестве в целом, и процесс этот укоренён в материальном «базисе», только им и определяется. Так сказать, «пищеварение определяет сознание».

(Карикатурное, гротескное изложение этой теории приводят братья Стругацкие в своём произведении «Понедельник начинается в субботу», описывая в части 2-й устами невежественного псевдоучёного, как «духпотребности» рождаются из «матпотребностей».)

Педагогика, построенная на этих основаниях, исходит из того, что:

1) подходы к обучению должны быть едины и одинаковы для всех, кто живёт в наше время (речь идёт и о формах, и о методах, и о содержании обучения), и служат достижению следующей ступени общечеловеческого развития, которая тоже совершенно одинакова для всех;

2) закономерность развития, предопределяющая появление «духовности» путём медленного накопления черт характера (полностью определяемых общественными отношениями), диктует и соответствующие подходы к воспитанию и образованию.

То есть: «духовная составляющая» человека считается несуществующей, невозможной (исходя из укоренённости «надстройки» в «базисе»), поэтому «внутренний движитель», побуждающий растущего человека учиться, развиваться, имеет, якобы, только внешнюю причину – общественные воздействия; а стало быть и весь учебно-воспитательный процесс строится 1) для всех в принципе одинаково, и 2) только с опорой на внешние воздействия, извне наведённую «мотивацию» и созданные в классе, школе, семье, государстве условия; о прислушивании к своему духу речи в такой педагогике не может быть, как и вообще обо всей культуре внутренней жизни, самоизучения, поиске источников движения духа.

И, конечно, кроме пагубного влияния на подходы к формированию целей и задач, методов и форм обучения, отрицающее дух мировоззрение насыщает также и содержание учебных дисциплин. Неверие в бессмертие высшей души человека, в перевоплощения и закон кармы закладывает основы главных психологических проблем человека нашего времени – крайнего эгоизма и безответственности, безынициативности и уныния.

"…Именно недопущение непрекращающейся жизни и делает большинство людей такими инертными, такими безвольными и лишает их желания бороться за лучшие условия жизни. Если жизнь так коротка, то к чему подвергаться лишениям и гонениям? – так думают и предпочитают тянуть серую лямку. Осознание непрекращающейся жизни и постоянного обновления оболочек для новых опытов переродило бы человечество. …Какой мыслящий человек может утверждать, что Мир не есть сцепление причин и следствий и что вся наша личная жизнь не слагается из закладываемых нами же причин и изживания их последствий?…" (Письмо Е.И. Рерих от 17.09.1938 г.).

Автор статьи Василевский А. В.

Окончание этой статьи читайте в наших следующих материалах.

Начало этой статьи:

Полностью данная статья "Секрет педагогики столетий" опубликована на нашем сайте "Живая Школа".