Потребность в мышлении и потребность в чтении неразделимы. Учить ребёнка читать и учить мыслить (сосредотачивать внимание, вникать в сущность словесно выраженной мысли, творчески осмысливать) – задача единая. Нельзя отделять воспитание навыков чтения у детей от задачи воспитания мышления. На основе любви к мышлению растёт любовь к книге как к ничем не заменимому источнику содержательного общения, источнику вдохновений.
…Только высокохудожественные произведения, чистые и возвышенные, талантливо написанные, обладают возможностью зажигать огни способностей детей – инициировать мышление, воображение ребёнка, побуждать к самостоятельному познанию и творчеству. До сознания родителей следует постоянно доводить истину о том, что всё будущее развитие ребёнка зависит именно от качества его ранних впечатлений.
Все задачи воспитания мышления детей требуют комплексного и синтетического подхода. Наряду с навыками сосредоточения, надо уделить внимание качеству воображения детей, направив внимание на самое прекрасное, учить мыслить возвышенно и широко.
Нужно дать детям основы представлений о человеке как духовной сущности, о взаимосвязанности всех людей, о взаимозависимости человека и Природы, во всей тонкости и глубине её проявлений.
В начальном обучении важно не нарушить цельность сознания ребёнка, не допустить разделения между его внутренней жизнью и задачами грамотности. Нужно дать понимание слова и речи как выражения жизни сердца и мысли. Показать красоту речи и красоту мысли. И дать возможность с самого начала обучения выражать свои впечатления в письменных работах. Не следует выдвигать на первый план правила формулирования, важнее – создать условия для вдумчивости, учить выражать свои мысли свободно и как можно точнее, ориентируясь при этом на чувство красоты...
Учить читать, то есть вникать в смысл, чутко воспринимать мысль в её оттенках, ярко представлять, осмысливать и варьировать, – значит и учить мыслить – быстро, чётко, сердечно, проницательно и творчески. Поэтому первостепенной становится необходимость содержательных и вдохновляющих книг для детей. Именно ранний детский возраст является наилучшим для приобщения к необыденному, возвышенному мышлению.
Ошибкой будет считать, что приобщить малыша к книге нужно посредством развлекательного чтения. Самому младшему можно показать чудесный, скрытый от поверхностного взгляда мир необычных и красивых явлений: в природе, в героических поступках людей, в искусстве.
Любознательность малышей нуждается во вдохновляющей помощи взрослых, умеющих показать книгу как окно в мир необычности, мир мысли, мир тайн природы, которые не лежат на поверхности, но открываются чуткому вниманию. Всё наиболее ценное для дальнейшей жизни ребёнка: способность познавать, исследовать, широко приобщаться к прекрасному – надо предложить ребёнку в самом раннем возрасте, охраняя при этом индивидуальность ребёнка – предлагая новые впечатления в соответствии с проявлениями его интересов.
Учить читать следует как можно раньше, именно – чем раньше, тем лучше. Всегда помня, что главными врагами развития детского сознания являются насилие, грубость, приземлённость мысли – обыденность, гасящая огни духа и не дающая искрам любознательности набрать силу сознательной потребности в познании. …
Проблема поверхностности, механичности работы с текстом является общей в работе как с текстом литературным, так и с музыкальным… (Музыкальные способности развиваются глубже и качественнее у детей думающих и читающих содержательную литературу.)
…Энергия мысли – ключ, открывающий сознанию его внутренние источники. Энергия мысли искренней, не себялюбивой, пробуждает все способности, освобождает внутреннюю энергию сознания – потенциал духовности, на основе которого раскрываются все лучшие силы и способности.
Сейчас время необычное, наполненное напряжённостью внешних событий, стремительно переустраивающих мир. Каждый человек, ребёнок особенно, испытывает давление ускоряющихся ритмов жизни, давление новых энергий. Предлагая ребёнку книгу, сегодняшний воспитатель должен понимать, насколько, пусть даже неосознанно, детское сознание нуждается в опорах – в существенном знании о жизни и человеке, помогающем оптимистично смотреть в будущее, избавляться от страхов и тревог.
Истины о бытии и человеке, настоящая красота жизни в её зримых и незримых аспектах – то, что неизменно даёт опору сознанию в понимании потока разнопорядковых явлений и впечатлений. Самым младшим ученикам уже можно дать знания о вездесущем и непобедимом Свете, о мысли, проникающей всюду и делающей каждого человека творцом жизни, имеющим возможность влиять на процессы жизни именно своим мышлением, качеством своих стремлений. …
Думая о том, на каких основах новые поколения будут приобщаться к знаниям, насколько глубокими будут востребованные ими источники, следует понимать, что от качества сегодняшнего запроса общества к образованию зависит, победит ли в образовании тенденция культуры как одухотворённого синтеза, или тенденция, ориентированная на набор компетенций, в результате чего книга заменяется справочником, а работа с литературным или научным трудом остаётся для многих в разряде лишь необходимого образовательного минимума, или профессиональной необходимости, не отвечающей внутренней потребности.
Авторы статьи Гореликова М. В., Василевский А. В.
Полностью эту статью "Чтение и воспитание мышления…" – можно прочитать на нашем сайте "Живая Школа".