Найти тему
ДЕНЬГИ vs СВОБОДА

"Нишевые" маркетплейсы в России: объем и структура рынка, эволюция площадок и прогнозы экспертов

Оглавление

Wildberries, Ozon и трем другим маркетплейсам скоро придется подвинуться, уступив место "нишевым" маркетплейсам, поскольку можно будет больше и выгоднее продавать на "нишевых", чем на существующих.

Откуда такой прогноз? Всё просто. На существующих маркетплейсах слишком большая конкуренция + не всем там можно торговать. Им на смену пришли "нишевые" маркетплейсы.

"Нишевых" маркетплейсов у нас уже более 100
"Нишевых" маркетплейсов у нас уже более 100

Что такое маркетплейс

Маркетплейс, если говорить простыми словами, это витрина интернет-магазина, показывающая на страницах своего сайта, сделанного на специальной платформе, товары разных продавцов.

Показывается ассортимент различный, без какой-либо специализации, но есть категории товаров.

Категории товаров разбиты на подкатегории и виды, есть и ограничения по размеру, составу, требованиям безопасности и пр., что нельзя продавать на том или ином маркетплейсе.

Продавцам и покупателям такой интернет-магазин предоставляет разного рода услуги.

Продавцам - размещает информацию об их товарах (фото, видео, описание), получает за них деньги за проданный товар, принимает от продавцов товар на хранение и/или на отгрузку покупателям, рекламирует часть товаров продавцов, предоставляет аналитику по всем видам проданных товаров.

При этом забирает у продавцов часть выручки в виде комиссионных и за оказанные услуги (иногда от 35 до 65%) с тех денег, что получил как оплату за проданный товар продавца.

Для покупателей - предлагает на выбор товары продавцов, принимает оплату за товар, организует и/или доставляем им оплаченный товар.

По своей сути это агрегаторы, своеобразные "Карабасы Барабасы", зарабатывающие на чужом товаре. Как говорится, ничего личного, только бизнес. Они - агрегаторы в соей сфере бизнеса.

"Нишевые" маркетплейсы
"Нишевые" маркетплейсы

Что такое "нишевой" маркетплейс

Стали появляется новые разновидности маркетплейсов. В частности - "нишевые" маркетплейсы.

"Нишевой" маркетплейс — это маркетплейс, ассортимент которого относится к одной или нескольким смежным категориям товаров или ориентирован на ограниченную аудиторию покупателей, имеющих схожий запрос.

По сути это тоже интернет-магазин с какой-то одной категорией товаров или смежными с основной категорией товаров.

От других интернет-магазинов "нишевые" маркетплейсы отличаются возможностью подключать независимых сторонних продавцов с собственной логистикой, а от досок объявлений то, что классифайды не участвуют в совершении сделки, а "нишевые" маркетплейсы - участвуют.

Разница агрегаторов и "нишевых" площадок заключается лишь в том, что у вторых есть единая корзина для всех товаров.

А если быть более точным, то разница "нишевых" от агрегаторов в следующем.

  • Представленные товары относятся к одной категории или охватывают несколько смежных категорий.
  • Ассортимент не менее, а зачастую и более широк, чем в аналогичной категории на федеральном маркетплейсе, включает в себя специализированные или эксклюзивные товары.
  • Высокая экспертиза в товаре, полные и детализированные описания в карточках товаров.
  • Часто обеспечивают комплекс дополнительных услуг, развивают экосистему вокруг своей категории.
  • Интерфейс специально разработан под представленный сегмент товаров.
  • Удобная организация поиска и выбора товара на сайте/в приложении, наличие детализированных фильтров.
  • Опции платежа и логистики выбраны и настроены с учетом представленной категории товаров.
  • И самое главное - низкая конкуренция внутри "нишевого" маркетплейса, а, следовательно, низкий порог входа.
Пока "нишевые" маркетплейсы созданы в этих нишах
Пока "нишевые" маркетплейсы созданы в этих нишах

Перспективы на "нишевых" рынках

Рынок нишевых маркетплейсов относительно молодой, но активно развивается.

Как указывалось выше, проводимые исследования включали в себя данные за 2021-2023 годы, анализ структуры рынка и самих площадок, ключевые отличия "нишевых" маркетплейсов от других платформ и возможные сценарии появления новых "нишевых" маркетплейсов, преимущества для селлеров и покупателей, пути развития подобных платформ, а также прогноз развития сегмента на ближайшие годы.

В прошлом году больше половины рынка таких площадок пришлась на агрегаторов доставки продуктов (53%). Пятую часть оборота составили продажи Lamoda (22%). В целом она выделяется в отдельный сегмент, потому что при четкой нише единственная обладает расширенной инфраструктурой, имеет собственные ПВЗ.

"Нишевые" маркетплейсы автозапчастей заняли 8% рынка, "Детский мир", "М.Видео", "Леруа Мерлен" и пр. — 8%, другие "нишевые" маркетплейсы — 6%. Оставшиеся 3% пришлись на долю фармацевтических площадок.

Что касается дальнейшего развития "нишевых" маркетплейсов, они могут пойти двумя путями: первый — преобразование в универсальный маркетплейс, второй — расширение географии и подключение смежных категорий.

Первый вариант является менее привлекательным, поскольку скрывает под собой множество сложностей.

Как появляются "нишевые" маркетплейсы

"Нишевые" маркетплейсы могут появляться по четырем (пока четырем) сценариям их появления.

Это может произойти в результате трансформации крупного категорийного интернет-магазина в нишевый маркетплейс.

Происходит такая трансформация для расширения ассортиментного ряда и при этом не требует дополнительных затрат на закупку товара. По логике бизнеса это шаг развития большого игрока, как, например, "Спортмастер", "Детский мир", Лэтуаль", "Леруа Мерлен", "М. Видео".

При переходе торговли из офлайна в онлайн.

Такой сценарий будет характерен для продавцов профессиональных товаров. Например, как у emed.market.

Вполне вероятен вариант запуска нишевого маркетплейса с нуля.

Такой сценарий характерен для продавцов в нише, которую сложно или невозможно развить внутри федеральных маркетплейсов. Например, Flowwow, "Ютека", региональные кейсы и пр.

Возможен вариант, когда происходит замыкание экосистемы.

Подобный вариант появления "нишевого" маркетплейса используют крупные игроки в определенном сегменте, для того, чтобы расширить экосистему вокруг себя. Например, застройщик ПИК запустил маркетплейс мебели и ремонта, а Поле.РФ таким образом создал экосистему крупнейших агрокомпаний в отрасли.

"Нишевые" маркетплейсы это и в нише "Продукты питания"
"Нишевые" маркетплейсы это и в нише "Продукты питания"

Преимущества "нишевых" маркетплейсов для продавцов

Несмотря на популярность Wildberries, Ozon и других агрегаторов, привлекательность их для селлеров в ближайшие годы будет снижаться на фоне высокой конкуренции. "Нишевые" маркетплейсы могут стать хорошим дополнительным каналом продаж для тех, кто торгует в определенной категории.

Ключевыми преимуществами для продавцов на таких площадках является следующее.

  • Уникальная лояльная аудитория, которая приходит на "нишевый" маркетплейс с конкретным запросом.
  • Высокая конверсия в продажу, поскольку именно в рамках категории посетители гораздо более ориентированы совершить покупку.
  • Выше прибыльность. За счет более низкой комиссии для селлеров, продажи через "нишевые" обходятся дешевле, что влияет на конечную прибыль.
  • Низкий барьер входа, который "нишевые" маркетплейсы специально создают для уже действующих продавцов на других площадках.
  • Легче стать лидером подкатегории, так как ниже общая конкуренция.
  • Инфраструктура "нишевого" маркетплейса разработана с учетом особенностей категории. Федеральные маркетплейсы настраивают процессы размещения контента, логистики, коммуникаций усредненным образом, "нишевые" же имеют возможность точно адаптировать их под потребности сегмента.
  • Высокая экспертиза площадки в работе с выбранной нишей.
Покупатели приходят на "нишевой" маркетплейс с четким запросом на определенный товар. 38% потребителей отмечают, что заходят на подобные площадки ради широкого выбора внутри категории. Треть покупателей выбирают "нишевые" маркетплейсы из-за более выгодных цен (31%), высокого качества товаров (30%) и привычного процесса совершения заказа (30%).

Что касается самых популярных категорий, которые чаще покупают на "нишевых" маркетплейсах, в них вошли:

  • бытовая техника и электроника (53%);
  • электроинструменты (51%);
  • ювелирные товары (51%);
  • мебель (49%);
  • специализированные товары для профессиональной деятельности (49%).

На январь 2024 года на рынке существует уже более 100 "нишевых" площадок.

Действующие "нишевые"

Все 100 "нишевых" маркетплейсов перечислять здесь мы не будем. Приведем лишь один пример.

Основатели iWENGO создали IT-платформу, которая предлагает решения для создания интернет-магазинов и маркетплейсов. Вот часть "нишевых" маркетплейсов, что уже построена на их платформе.

1. Маркетплейс товаров для здоровья и долголетия
2. Маркетплейс медицинского оборудования и услуг онлайн-консультаций врачей
3. Маркетплейс растений и саженцев
4. Маркетплейс национальных товаров ремесленников Узбекистана
5. Маркетплейс косметики в Казахстане
6. Маркетплейс строительного оборудования
7. Маркетплейс мебели и сопутствующих товаров
8. Маркетплейс эзотерических товаров
9. Маркетплейс товаров для мотоспорта и мотоциклистов — релиз в январе 2024
10. Маркетплейс промышленного оборудования и техники — релиз в январе 2024.

Об остальных 90, которые созданы на других платформах в дальнейшем расскажем, попробуем рассказать и о том, как и с какими трудностями столкнулись при их создании.

Подписывайтесь на наш канал.

Будет ещё много интересного про то, как можно создать деньги на онлайн-продажах.