Часто в своей личной и профессиональной жизни мы сталкиваемся с тем, что в моменте теряем контроль над реальностью - не можем комплексно и со стороны взглянуть на ситуацию. В этих случаях в роли простого и визуального инструмента для быстрого анализа выступает модель «Колесо баланса», позволяющая разложить целое на частное и увидеть сильные и слабые сферы. Инструмент помогает понять, на чем сейчас важно сосредоточиться и как расставить приоритеты, чтобы достичь наибольшего результата.
В предыдущей статье я детальнее рассказывала про «Колесо баланса» в контексте life-коучинга и в пошаговой инструкции предлагала рассмотреть части своей жизни. Однако отмечу, что данный инструмент также информативно может применяться относительно исследования бизнеса, при чем применение «Колеса баланса» может быть весьма разнообразным. Об этом и поговорим в этой статье.
Самый простой и очевидный способ использования модели в бизнесе – это описание бизнес-системы. Тут важно обозначить ключевые сферы, из которых состоит бизнес, — это самый важный этап. При выделении сфер для «Колеса баланса» можно опираться на вашу бизнес-модель или систему бизнеса, если они уже описаны. Важно определить те составляющие, которые позволяют бизнесу работать, при чем это могут быть как более формальные и понятные части, например, производство, бухгалтерия, маркетинг и т.д., так и более обтекаемые формы, например, команда и управление.
После обозначения составных частей важно оценить каждую сферу по шкале от 0 до 10, опираясь на конкретные метрики. Финальный шаг - выявить зоны развития и прописать конкретный план действий для увеличения показателей по западающим направлениям с обозначением дедлайнов и ответственных. Такой анализ проще всего делать собственнику или высшему руководству, поскольку именно они могут комплексно и сверху оценить реальные обстоятельства дел в компании.
Если компания более крупная, то в ней больше процессов и сотрудников, это значит, что есть необходимость более явной детализации. В этом случае я предлагаю руководителю обозначить основные составляющие бизнеса, а каждой команде или тимлиду в рамках своего блока сделать еще одно «Колесо баланса». Таким образом, появится общее впечатление того, что происходит в бизнесе, а в случае каких-то дефицитных показателей будет понятно, что именно из множества факторов оказывает негативное влияние. В этом случае мы получаем сразу несколько визуальных моделей бизнеса.
В таком варианте визуализации бизнеса принимают участие сразу несколько руководителей, что позволяет, во-первых, сделать более детализированный разбор, во-вторых, получить более объективную оценку реальности, а, в-третьих, разделить ответственность за весь бизнес сразу между несколькими людьми.
Если вы не чувствуете необходимость анализа всего бизнеса, то можно рассмотреть какую-то одну составляющую, где больше всего неопределенности, например, функциональный блок "продажи" или запуск нового продукта. В случае с продуктом, скелет модели может выглядеть так.
Важным отличием «Колеса баланса» для бизнеса от «Колеса баланса» для жизни является наличие в первом точным метрик и показателей для оценки, обозначение ответственных за каждую сферу и включение сразу нескольких людей в процесс анализа. Представленная микромодель может являться отличным визуализированным дополнением к другим моделям, исследованиям и методом оценки, которые вы уже применяете в своем бизнесе.