Маркетплейс (агрегатор) – это онлайн-платформа для продажи и покупки товаров дистанционным способом. По существу маркетплейсы выполняют роль посредника между продавцом и покупателями. Наиболее популярные из них это Wildberries, Ozon, Сбермаркет и др.
Как правило, продажа товаров осуществляется, от имени непосредственных продавцов товара.
Возникает вопрос, в каких случаях возможен отказа от товара и может он быть бесплатным?
Если получен товар с недостатками, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи (ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей, далее ЗОЗПП).
Претензии по недостаткам товара можно предъявлять, как изготовителю, так и продавцу (ст. ст. 18,19 ЗОЗПП).
Маркетплейс, если он не выступает в качестве продавца, не обязан рассматривать претензии по качеству товара. Это обязан сделать именно продавец. Но агрегатор может выступать посредником между потребителем и продавцом при передаче претензий и ответов на них. Все обязанности маркетплейсов предусмотрены в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 ст. 12, ЗОЗПП.
Кроме, того, маркетплейс обязан при покупке товаров предоставить информацию о том, кто является продавцом (п.1.2 ст. 9 ЗОЗПП). Эта информация должна содержаться в карточке товара, в сведении о заказе, в электронном чеке.
Потребитель вообще вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара, в течение 7 дней (ст.26.1 ЗОЗПП).
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства.
Однако есть и исключения: потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, а также товары из перечня товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену.
Правомерны ли требования маркетплейса платного отказа от товара?
Например, если товар возвращается по причине того, что он не подошел, то за этот возврат надо заплатить. Это обосновывают, ссылаясь на ст.421 ГК РФ «Свобода договора, «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, при условии, если они не противоречат закону». В данном случае в качестве договора выступает оферта маркетплейса, с которой согласился потребитель.
Агрегаторы включают в свою оферту условие о том, что возвраты платные. Поскольку авторы оферты сами агрегаторы, они могут написать там, все, что им выгодно, даже если это будет противоречить закону.
При помощи такой оферты, в которой еще усложнен для потребителя процесс подачи жалобы, можно существенно снизить количество жалоб от потребителей.
Например, внеся в оферту условия, подачи досудебной претензии где, потребитель будет обязан направить в адрес агрегатора и (или) продавца заказное письмо с уведомлением почтовым отправлением, вместо подачи претензии по электронной почте. Это право предоставлено продавцу п. 21 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, продавец доводит до потребителя информацию о форме и способах направления претензий. В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
На практике оферта часто может противоречить закону. Таким приемом пользовались уже давно. В мою бытность оказания юридических услуг предприятию, изготавливающему и устанавливающему потребителям окна в квартирах, этот прием применялся еще в начале 2000-х, в договорах с потребителями. На стороне продавца в этом случае была статистика: из 10 потребителей, максимум 3 могли реально оспорить незаконность условий договора.
Однако все же требовать деньги за отказ от товара, маркетплейс не вправе.
В соответствии с ст.26.1 Закона ЗОЗПП потребитель может отказаться от товара, если он ему не подошёл или вообще по любой причине.
Ссылка продавца на ст.421 ГК РФ о свободе договора и условия своей оферты, будут прямо противоречить положениям ст.26.1 Закона ЗОЗПП. А ст.16 указанного закона устанавливает правило, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителей, ничтожны.
Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал, пишите комментарии, если у Вас возникают вопросы по этой статье, постараюсь ответить.