Редакция "Жизни" продолжает цикл документальных очерков о знаменитом сыщике Советского Союза Иссе Костоеве. Сегодня мы расскажем о том, как им было раскрыто одно из самых сложных и кровавых дел конца 1970-х: нападение на Курской РОВД Ставропольского края.
Кровавая бойня на Ставрополье
…Над станицей Курская стояла глубокая ночь: безмолвная, неподвижная, с моргающими звездами. Мирную тишину райцентра изредка нарушал далекий собачий лай, доносящийся откуда-то с окраин. Дежурный милиционер взглянул на двух своих коллег - оба спали безмятежным сном. Тут же в "дежурке", рядом с ними, отдыхал и прикомандированный на сутки водитель местного АТП.
"Пусть поспят - не буду будить,- решил про себя милиционер и потянулся за связкой ключей. - Пойду пока посмотрю - что там в камерах?"
Взяв ключи, дежурный отправился в блок КПЗ. Через какое-то время милиционер услышал крики, непонятный шум и выстрелы. "Что там?" - с ужасом подумал милиционер и кинулся в "дежурку". Открыв железную дверь, он увидел страшную картину: его сослуживцы и гражданский шофер лежали в крови, а по дежурной комнате деловито расхаживали незнакомцы с пистолетами в руках. Увидев еще одного милиционера, убийцы на какие-то секунды замерли, и это спасло дежурному жизнь - он быстро захлопнул бронированную дверь и укрылся в блоке КПЗ.
Опомнившись, бандиты кинулись выламывать дверь, но она не поддавалась. Тогда они стали стрелять в "глазок", стараясь попасть в дежурного. Милиционер спрятался в "слепой" зоне и пули не достали его. Тем временем, отойдя от шока, милиционер приказал задержанным: "Нас убивают! Ломайте двери камер, чтобы сработала сирена! Тогда придет подмога!"
Находящиеся в камерах КПЗ стали выламывать двери, и вскоре ночную тишину в станице взорвал истошный рев сирены…
В Москве создали объединенный штаб по расследованию
Ранним утром 3 апреля 1979 года в Москве на столах у Генерального прокурора СССР, Председателя КГБ и министра МВД уже лежало секретное донесение: "Сегодня, примерно в 2-м часу ночи, неизвестными лицами было совершено нападение на Курской РОВД Ставропольского края. При нападении были убиты двое сотрудников милиции - дежурный инспектор, лейтенант И. Федюрко, помощник дежурного, мл. сержант В. Демиденко, и гражданское лицо — водитель Курского АТП С. Клинчев. Бандой нападавших похищено два табельных автомата АКМ. Также сообщаем, что позже на 5-м километре трассы Курская — Моздок найдена сожженная грузовая автомашина, накануне угнанная из г. Прохладный (Кабардино-Балкария). Вполне вероятно, что данная автомашина могла быть использована бандой при нападении на РОВД. Есть предположение, что преступники прибыли в Курскую на этой машине. Розыск по горячим следам ничего не дал, преступники скрылись в неизвестном направлении".
Нападение на РОВД и расстрел сотрудников милиции в "золотую брежневскую эпоху" — случай из ряда вон выходящий! Историки судорожно перебирали в памяти и силились вспомнить: а был ли вообще в советской истории подобный случай? Во времена СССР нападения на милиционеров были очень редки. В криминальном мире тех времен существовало негласное правило: на стражей правопорядка руку поднимать нельзя! А тут расстрелян целый дежурный наряд РОВД! Но кто решился на такое жестокое, дерзкое и безумное преступление? Полностью лишенные разума «отморозки»? Ведь убивая спящих милиционеров, преступники автоматически подписывали себе в случае поимки смертный приговор в суде.
Кто эти нелюди? И какова была их цель? Где искать преступников? Куда ушли бандиты? Ведь Курский район Ставрополья - место весьма специфическое. Он граничит аж с четырьмя регионами: с Кабардино-Балкарией, с Северной Осетией, с Чечено-Ингушетией (в советское время эти республики были объединены - Прим. ред.) и Дагестаном. А может эти головорезы свои, местные, из Ставрополья?
Учитывая тяжесть и резонанс этого преступления, в Москве приняли решение создать объединенный штаб по расследованию данного нападения. Штаб было решено разместить в г. Моздок (Северо- Осетинская АССР). На раскрытие преступления в тот же день были брошены большие силы. Туда срочно вылетели лучшие следователи Генеральной прокуратуры и оперативники МВД СССР. В Моздоке высадился огромный десант милицейских высокопоставленных чинов. Основной версией на начальном этапе расследования была следующая: бандиты из Чечено-Ингушетии пытались освободить своих арестованных товарищей. Эта версия основывалась на следующем факте: в КПЗ Курского РОВД на момент нападения содержались двое задержанных из указанной республики…
Разговор в ресторане: "Слушай, один по описанию на тебя похож!"
3 апреля 1979 года, вечер… Сумрак незаметно опустился на небольшой городок Моздок. Темнело. В городском ресторане все было как обычно: приглушенно играла музыка, по залу сновали официантки, на кухне над кастрюлями и сковородами колдовали повара.
В зал вошли двое местных жителей. Они неспешно, по-хозяйски, уселись за свободным столиком и обвели пристальным взглядом посетителей. Один из них, закончив изучать клиентов ресторана, с тревогой сказал своему напарнику.
- Смотри, сколько "ментов" нагнали! Не к добру это!
- "Ментов"? - с усмешкой ответил второй. - А ты сам то кто? Ты, вроде, и сам "мент! Не дрейфь, Казбек, все "на мази" будет!
Упомянутого в разговоре "мента", звали Казбек Кокаев. И он действительно был действующим сотрудником милиции. О том, кем был его спутник, по фамилии Гусов, читатель узнает позже.
А пока, Кокаев и Гусов, заказав водки и закуски, начали что-то негромко обсуждать. За соседним столом ужинала группа прикомандированных высокопоставленных милицейских офицеров. Среди них находился и местный, осетинский, сотрудник. Кокаев узнал его и пригласил к столу:
- Садись с нами - тоже выпей! Слушай, а что за "кипеж" тут у нас в Моздоке?
- А вы что не в курсе? Ночью в Курской весь дежурный наряд РОВД перестреляли! Тут все на ушах стоят! Столько генералов понаехало, столько "следаков" нагнали!
- И что, нашли душегубов? - с неподдельным интересом спросил Кокаев.
- Нет еще. Там один милиционер выжил - он за дверью спрятался. Сейчас с ним "следаки" работают: он их лица видел. Некоторых, которых успел разглядеть, уже описал, - ответил офицер и, приглядевшись к Кокаеву, улыбнулся. - Слушай, один по описанию на тебя похож!
- На меня похож?! Тогда быстро найдете! - захохотал Кокаев и пригубил водки из рюмки.
- Ладно, ребята, с вами хорошо, но мне идти надо. Некрасиво гостей одних оставлять!
Сейчас, спустя 45 лет, трудно сказать, почему осетинский офицер не доложил прибывшим из Москвы следователям о внешнем сходстве Кокаева с одним из убийц, описанным уцелевшим милиционером. Не хотел выдавать своего земляка? Возможно. А, возможно, отмахнулся от подозрений мыслью: "Сколько на свете похожих людей. Наверно, просто приметы совпали и не более. Тем более, Кокаев сам является сотрудником милиции".
Как бы там не было, прикомандированные милицейские чины сидели и ужинали в ресторане, даже не подозревая, что двое из убийц, на поимку которых они прибыли, сидят недалеко от них и попивают водочку…
В дело вступает советский Шерлок Холмс - Костоев
В сентябре 1987-го года Исса Костоев прибыл по служебным делам в Москву. К тому времени он уже шел по следу знаменитого маньяка и убийцы А. Чикатило: с ноября 1985-го знаменитый сыщик возглавлял в Ростове-на Дону оперативно-следственную бригаду в рамках многотомного уголовного дела "Лесополоса".
Костоев прибыл в Москву всего на несколько дней. Здесь, в столице, к нему на прием пришли сотрудники Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД СССР. Высокопоставленные чины были очень озабочены тем, что в течение восьми лет нет результатов по громкому делу о расстреле Курского РОВД. Костоев удивился такому повороту событий:
- А разве это дело не раскрыто? Ведь им же занималось столько следователей Генпрокуратуры СССР, да и ваши лучшие оперативники целым десантом высаживались в Моздоке! Как же так?!
- Исса Магометович, были отработаны все возможные версии, задерживались десятки подозреваемых, но бандитское нападение до сих пор не раскрыто, - с горечью рассказали сыщики.- Уголовное дело много раз возобновлялось, затем опять приостанавливалось. Прокуратура СССР ушла от этого дела — оно приостановлено.
- На какой стадии находится дело сейчас? - спросил Костоев визитеров. - Есть ли хоть какие-то зацепки?
- Дело о нападении на Курский РОВД сейчас вновь открыто.
- Что послужило поводом? - поинтересовался Костоев.
Силовики рассказали. Оказалось, что в прошлом, 1986-м году, в Кабардино-Балкарии произошло вооруженное нападение с применением пистолета на квартиру некоего Кима, корейца по национальности. Экспертиза гильз и пуль показала, что этот же пистолет "работал" в 1979-м при нападении на Курской РОВД. В ходе расследования были задержаны четверо жителей Моздокского района. После долгого запирательства один из налетчиков по фамилии Мамиев дал показания, что пистолет он брал "напрокат" у жителя г. Моздок Калоева, неоднократно судимого. А после совершения налета вернул хозяину вместе с оставшимися патронами.
Калоева задержали, провели у него обыск. Были обнаружены шесть патронов, маркировка которых совпадала с гильзами, обнаруженными после расстрела в Курском РОВД. Многочисленные очные ставки с Мамиевым, допросы самого Калоева ничего не дали. Факт передачи Калоевым пистолета бандитам оперативники доказать не смогли. Сам пистолет тоже не был найден, и Калоеву в суде смогли вменить только хранение боеприпасов. Срок он получил незначительный и уже отбыл его.
- Помимо Калоева и его пистолета, что еще есть в деле? - спросил Костоев
Оказалось, в деле фигурировал еще один нюанс. В сгоревшем грузовике, обнаруженном в ночь расстрела милиционеров, экспертами-криминалистами на "бардачке" были обнаружены отпечатки пальцев. Тогда, восемь лет назад, по горячим следам идентифицировать их не удалось. Кому принадлежат отпечатки удалось выяснить, когда за бытовую драку с поножовщиной три года назад был осужден Казбек Кокаев, экс-милиционер и также житель Моздока. Эксперты дали однозначное заключение: отпечатки на панели обгоревшего грузовика принадлежат Кокаеву. При отработке Кокаева "опера" выяснили, что он входил в близкий круг Калоева, того самого, чей пистолет "засветился" в кровавую ночь 3 апреля 1979-го.
Внимательно выслушав визитеров из ГУУР МВД СССР Костоев пристально вгляделся в их лица. Эти люди пришли к нему за помощью, они прекрасно знают, что он раскрывал самые сложные и запутанные преступления. Как он может им отказать? Это было бы неправильно и некрасиво. Костоев прекрасно понимал: если за восемь лет преступление не раскрыто, то вряд ли оно будет раскрыто. Ведь время неумолимо уходит, а это на руку преступникам. Решение Исса Магометович принял сразу:
— Я приехал в Москву на несколько дней - сейчас работаю по делу "Лесополоса" в Ростове-на-Дону. Самовольно брать на себя новое дело я не могу… Давайте сделаем так. Я попрошу мое руководство дать мне добро на участие в этом деле. Думаю, начальство пойдет мне навстречу. Это дело мы раскроем - не переживайте!
Ободренные словами Костоева милицейские чины покидали его кабинет. Они знали, что если за дело взялся советский Шерлок Холмс, то "зависшее" на восемь лет дело будет раскрыто.
"Значит, следы ведут в Моздок..." - задумчиво подумал Костоев, едва за посетителями закрылась дверь.
Как Костоев распутает дело, читайте на нашем сайте: https://zhizn.ru/p/5968
Автор: Заур Зауров
Также вы можете прочитать и дело о винном заводе. Запутанная история началась с пикника.