1923. Январь, 29
Издан приказ Томского губисполкома об обязательной регистрации обществ, союзов, организаций, объединений и анкетировании их членов и руководителей.
[ГАТО. Ф.Р-202. Оп.1. Д.576. Л.7 // 1921-1924. Народ и Власть. Из истории земли Томской. С. 130–131.]
1930. Январь, 29
На заседании президиума Томского горсовета обсуждался вопрос «О ликвидации молитвенного здания Троицкого кафедрального собора».
«В Томский городской совет поступают массовые требования трудящихся города Томска, изложенные в протоколах собраний и подписях, о закрытии Троицкого кафедрального собора, находящегося на пл. Революции, в непосредственной близости от ВУЗов и важнейших государственных учреждений.
Эти настойчивые требования трудящихся вполне обоснованы и по существу давно должны быть удовлетворены в связи с наблюдающимся сейчас в гор. Томске острым жилищным кризисом, который к тому же прогрессивно растет.
В результате создавшегося положения, вновь открываемые учебные заведения, на которые ложится сейчас особенно ответственная задача по подготовке кадров специалистов, нередко оказываются совершенно не обеспеченными потребной жилплощадью, что, безусловно, вносит резкие перебои в работу ВУЗов»...
Принято решение о ходатайстве перед СКИК, через окрисполком закрытии для богослужений Троицкого кафедрального собора и передачи здания в распоряжение горсовета под музей. Томский окрисполком решением от 9 февраля 1930 поддержал ходатайство горсовета.
17 марта 1930 Троицкий кафедральный собор был закрыт. Первоначально здание использовали под учебные мастерские курсов «Установка».
В 1934 году собор разобрали на кирпичи.
[ГАТО. Ф.Р-430. Оп.1. Д.175. Л.64. // 1930-1933. Народ и власть. Из истории земли Томской. С. 27–28; Троицкий собор. Разрушенные храмы Томска]
1930. Январь, 30
Выход постановления ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», положившее начало новой волны репрессивной политики в отношении крестьянства.
«1. Отменить в районах сплошной коллективизации в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств действие законов об аренде земли и применении наемного труда в сельском хозяйстве. <...>
2. Конфисковать у кулаков этих районов средства производства, скот, хозяйственные и жилые постройки, предприятия по переработке, кормовые и семенные запасы.
3. В целях решительного подрыва влияния кулачества на отдельные прослойки бедняцко-середняцкого крестьянства и безусловного подавления всяких попыток контрреволюционного противодействия со стороны кулаков проводимым советской властью и колхозами мероприятиям, принять в отношении кулаков следующие меры:
а) первая категория — контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии;
б) вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края;
в) в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках. <...>»
[Постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». 30 января 1930 г. // // История Коммунистической партии Советского союза. М., 1971. Т. 4. Кн. 2. С. 54.]
1935. Январь, 29
Арестован Александр Георгиевич Чуич (1913), аспирант НИИ ММ при Томском госуниверситете.
Обвинен по ст. 58-02 в участии в контрреволюционной троцкистской организации. 7 июля осужден к 5 годам заключения в ИТЛ. Реабилитирован посмертно в 1991 году.
В ноябре 1937 был исключен из рядов ВКП(б) его отец — профессор Томского Педагогического института Георгий Трифонович Чуич, филолог, славист, ректор ТПИ в 1931–1934, за материальную помощь сыну, «врагу народа». В феврале 1940 года Георгий Трифонович восстановлен в партии и продолжил работу в институте. 10 декабря 1941 года скоропостижно скончался.
[Архив ТГПУ. Ф. 566. Оп. 1. Д. 970; Профессора Томского ун-та. Биографический словарь. Том 2. Томск,1998. С. 482–484; Георгий Трифонович Чуич. Электронная энциклопедия ТПУ; Галерея ректоров и профессоров ИГУ. Сайт Научной библиотеки им. В.Г. Распутина. Иркутский государственный университет.]
1938. Январь, 29
Директива НКВД СССР о проведении «иранской операции» на всей территории СССР.
Аресту подлежали перебежчики и политэмигранты из Ирана, вожди племен, перешедших в СССР из Ирана, руководители «реэмигрантских откочевок» и «религиозных сект», старосты иранских колоний, служащие «существовавших ранее фирм со смешанным англо-иранским капиталом» и другие. Арестованные обвинялись в националистической, диверсионно-повстанческой и шпионской деятельности. Репрессивная кампания проводилась в рамках «национальных операций». Основному удару подверглись иранские колонии в Средней Азии и Закавказье.
По «иранской линии» в 1938 году было осуждено 13 297 человека, из которых 2046 приговорены к расстрелу.
[«30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7); Директива НКВД СССР № 202 «Об арестах иранцев и иранских армян» наркомам внутренних дел республик, начальникам УНКВД, начальникам ДТО ГУГБ НКВД, начальникам 3-го, 4-го, 5-го, 6-го и 11-го отделов ГУГБ НКВД СССР. 29 января 1938 г. // РГАНИ. Ф. [?]. Оп. [?] (Комиссия Шверника). Д. 4. Л. 16–18. Оригинал. Машинописный текст.]
1938. Январь, 29
В этот день были расстреляны 48 человек, жителей Томска.
Все они были арестованы во второй половине декабря и в один и тот же день, 14 января 1938, приговорены к ВМН по обвинению в участии в «Польской организации Войсковой».
Назовем сегодня только семь имен.
◼ Расстрелян Станислав Викторович Голашевский (1899–1938), доцент, заведующий кафедрой ТИИ.
20 декабря 1937 был арестован, был обвинен в активном участии в шпионской диверсионной террористической повстанческой организации «Польской организации войсковой», в том, что он принимал активное участие в подготовке вооруженного восстания против советской власти, призывал к террору, занимался диверсиями. 14 января 1938 решением ОСО НКВД приговорен к высшей мере наказания и 29 января 1938 расстрелян. Реабилитирован в 1957.
Читайте отделньую статью на нашем канале о о доценте Голашевском, его работе, его семье и друзьях, смотрите фото и документы:
◼ Залецкий Михаил Михайлович (1894–1938), грузчик железнодорожной станции. станции «Томск-2».
Родился в деревне Згуны Виленской губернии, литовец, получил только начальное образование. Около 1916 года женился на латышке Нелли Михайловне Трубила(?). Родились дети — сын Адольф, и дочери Ядвига и Амалия. После рождения сына семья перебралась в Сибирь. Жили сначала в деревне Кайнары, затем — на Верхне-Кужербайских хуторах, Иваново-Богословского сельсовета Асиновского района Томской губернии. Крестьянствовал, хозяйство было крепким, работали большой семьей, вместе с братьями.
В 1935 был лишен избирательных прав как кулак и получил статус «твердозаданца» — получающего величину сельскохозяйственного налога независимо от величины своего крестьянского хозяйства. Асиновский Райисполком по его заявлению снял налог в виде твердого задания 31 июля 1935.
По информации внучки Марии Ефимовны Лобановой, конфликт остался.
— Знаю, что у деда случился конфликт с колхозниками. Не хотел он делиться своим — лошадьми, техникой... Сказал им одну-единственную фразу: «Свое иметь надо». Из-за этого все и началось...
В 1935, распродав свое хозяйство, из деревни сбежал и выехал в Томск. В Томске в районе железнодорожной станции Томск-2 купил в собственность дом и устроился работать грузчиком товарного двора на станции Томск-2. К этому времени Михаил Михайлович был вдов, женился во второй раз, во втором браке родилось трое детей.
14 декабря 1937 был арестован, обвинен в участии в «Польской организации Войсковой». Приговорен 14 января к ВМН. Расстрелян 29 января 1938. Реабилитирован 12 ноября 1957.
После ареста отца старшие дочери, 16-ти и 17-ти лет пошли работать на железнодорожную станцию, таскали шпалы. Образование получить не удалось. Во время войны сын Адольф - Анатолий был призван на фронт, отслужил, вернулся живым, в звании младшего сержанта.
Брат Залецкий Блажей Михайлович (1895), который вместе с Михаилом перебрался в Томск и работал на железнодорожной станции, был арестован 25 августа 1942, обвинен в антисоветской агитации и приговорен к 8 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах. Реабилитирован в июле 1993.
Младший брат — Залецкий Павел Михайлович (1909) работал плотником Дорстроя на станции Итатка. Арестован 26 сентября 1944, обвинен в антисоветской агитации и приговорен к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован в январе 1966.
[ГАТО. Ф.Р-802. О.1. Д.163; Архив музея; БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]
◼ Лещинский Виталий Генрихович (1912–1938) и Прейкшас Эмиль Иванович (1912–1938) были студентами Томского индустриального института.
Виталий родился в Змеиногорске Алтайского края, по национальности поляк. Эмиль Прейкшас — литовец, родившийся в США, он почти закончил институт, учился на 4-м курсе.
Они тоже были арестованы в декабре 1937, а 14 января приговорены к ВМН как участники «Польской организации Войсковой». 29 января — расстреляны. Реабилитированы посмертно.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]
◼ Миневич Борис Ефремович (1895–1938) работал начальником отдела снабжения и сбыта на фабрике карандашной дощечки в Томске. Имел высшее образование, еврей.
◼ Хрущевский Иван Павлович (1901–1938), закончил техникум, на той же фабрике работал техником-конструктором. Русский, родом из села Боготол Мариинского уезда.
◼ Бабийчук Ефрем Акимович (1905–1938), рабочий на той же фабрике. Поляк, родом с Украинской деревни Улашаровка, образование — начальное.
Были арестованы с разницей в два дня — 15–17 декабря. Расстреляны 29 января как участники «Польской организации Войсковой». Реабилитированы посмертно.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области]
1949. Январь
По всей стране развернута широкая компания по борьбе с «космополитизмом», прежде всего в науке, литературе, искусстве, образовании.
1957. Январь, 29
Решением бюро Кировского райкома КПСС города Томска рассмотрены персональные дела Алексея Эмильевича Конторовича и Игоря Михайловича Шакинко и утверждено их исключение из членов КПСС.
30 января Томский Горком КПСС утвердил решения об исключении из членов КПСС Конторовича и Шакино.
Из Протокола заседания бюро Кировского райкома:
«Конторович, работая зам. секретаря комитета ВЛКСМ ТГУ, допустил серьезные политические ошибки в организации и проведении комсомольских диспутов, направленных на отрыв комсомола от партии и создание иждивенческих настроений среди студентов-комсомольцев. Во время проведения диспута в декабре 1956 года Конторович проявил беспринципность и неправильно реагировал на выступление Швейника.<...>
Кроме того, Конторович, являясь ассистентом кафедры экспериментальной физики, как воспитатель-педагог в своей работе допустил ряд серьезных недостатков, за что был ректором ТГУ освобожден от занимаемой должности».
Из Протокола заседания Томского горкома КПСС:
«Шакинко, находясь в дружеских отношениях с исключенным из КПСС за антипартийные и антисоветские высказывания Юдиным, зная о его взглядах, имел с ним по этим вопросам беседы, вместе слушал антисоветские передачи зарубежных радиостанций. При обсуждении дела Юдина в институте Шакинко всячески его защищал, вплоть до обвинения в непорядочности и подлости некоторых коммунистов, которые на партийном собрании высказывались и голосовали за одобрение решения РК КПСС, выразившего Юдину политическое недоверие как преподавателю философии. <...>
Как показали последние проверки его занятий, при обсуждении тем по индустриализации и коллективизации страны он слабо раскрывал борьбу партии с левым и правым уклоном, уходя таким образом от вопросов борьбы партии с Троцким и Бухариным.»
[Томские заморозки хрущевской оттепели. Сборник документов и материалов. Томск. — 2010. С.190–193.]
О «деле врага Юдина» и осуждении студента Швейника смотрите отдельные статьи на нашем канале.
Полную информацию о людях, названных в этой публикации, вы сможете посмотреть в их личных карточках Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.
#репрессии #репрессиивтомске #репрессиивсибири #томск #нквд #репрессивнаямашина #томскиймартиролог
#польскаяорганизациявойсковая #пов #иранскаяоперация #троицкийсобор