Найти в Дзене

Большой террор. Доцент Голашевский: один из тысяч

29 января 1938 года расстрелян Станислав Викторович Голашевский, доцент Томского технологического института Станислав Голашевский Станислав Голашевский родился в Самарканде 11 ноября 1899. Отец его был полковником, командиром 5-го Туркестанского стрелкового полка, происходил из дворянского рода Ломжинской губернии, римско-католического вероисповедания. Станислав был старшим ребенком в семье, потом родился сын Феликс и две дочери — Валерия и Софья. Отец как боевой офицер воевал в Первую мировую войну, был ранен, награжден 11 орденами и медалями. После выхода в отставку по инвалидности работал в Самарканде заведующим городской библиотекой, заведовал музеем. Мать умерла, когда он был 14-летним подростком. В восемь Станислав поступил в Самаркандскую мужскую гимназию, окончил ее с золотой медалью в 1917 году. В том же году поступил на механический факультет технологического института в Томске. С началом Гражданской войны учеба была прервана. В 1919 году он был мобилизован на военную службу
Оглавление

29 января 1938 года расстрелян Станислав Викторович Голашевский, доцент Томского технологического института

Голашевский Станислав Викторович
Голашевский Станислав Викторович

Станислав Голашевский

Станислав Голашевский родился в Самарканде 11 ноября 1899. Отец его был полковником, командиром 5-го Туркестанского стрелкового полка, происходил из дворянского рода Ломжинской губернии, римско-католического вероисповедания. Станислав был старшим ребенком в семье, потом родился сын Феликс и две дочери — Валерия и Софья. Отец как боевой офицер воевал в Первую мировую войну, был ранен, награжден 11 орденами и медалями. После выхода в отставку по инвалидности работал в Самарканде заведующим городской библиотекой, заведовал музеем. Мать умерла, когда он был 14-летним подростком.

Предметная книжка студента Томского Технологического института Голашевского. 
Источник: фото с выставки в музее
Предметная книжка студента Томского Технологического института Голашевского. Источник: фото с выставки в музее

В восемь Станислав поступил в Самаркандскую мужскую гимназию, окончил ее с золотой медалью в 1917 году. В том же году поступил на механический факультет технологического института в Томске.

С началом Гражданской войны учеба была прервана. В 1919 году он был мобилизован на военную службу рядовым, в учебный огнеметно-химический батальон главного артиллерийского управления Белой армии, где служил в основном, в качестве чертежника и помощника топографа. В декабре 1919, при отступлении армии Колчака, покинул службу в Белой армии и продолжил службу в том же качестве, но уже в Красной Армии.

В июле 1920 решением Сибревкома был откомандирован в Томский Технологический институт для продолжения учебы, «для отбывания учебно-трудовой повинности в Высшем учебном заведении» — такая формулировка была использована в распоряжении, подписанном военкомом огнеметно-химического баталиона 5-й Армии.

Будучи студентом, Станислав получил хорошую теоретическую и практическую подготовку. Еще на 2-м курсе, летом 1918, три месяца практиковался в главных железнодорожных мастерских Ташкентской железной дороги в Оренбурге.

В 1921 в период массового выезда многих поляков на свою историческую родину выехали в Польшу все родные Станислава: сестры, брат и отец, а он решил остаться в Сибири и продолжить свое образование. Летом 1922 студент Голашевский работал техником в партии по исследованию судовых машин Верхне-Обского линейного водного отдела. В навигационный период этой партией были испытаны и исследованы машины всех пассажирских пароходов на маршрутах Томск – Барнаул и Барнаул – Бийск. Получил здесь хорошую практику по силовым установкам и значительно расширил свои знания в данной области. В 1921–1922 он был уже в составе предметной комиссии по силовым установкам. В 1923 разработал и защитил дипломный проект и окончил механический факультет ТТИ по гидротехническому подотделу со специализацией по силовым установкам.

-5

В студенческие годы проявил хорошие способности, склонность к научным исследованиям и ответственность к выполняемому делу. Эти качества студента были замечены на факультете, и в 1923 после окончания института Станислав Викторович был оставлен при институте и утвержден в должности ассистента при лаборатории тепловых машин, а в августе 1923 — утвержден ассистентом по кафедре теплотехники. В феврале 1924 он уже был включен в состав созданной особой предметной комиссии по авто-авиационной специальности, возглавляемой ректором института Николаем Владимировичем Гутовским. Станислав в первый период своей деятельности вел занятия со студентами в лаборатории тепловых машин, а также практические занятия по математике, начертательной геометрии, черчению, технической термодинамике и двигателям внутреннего сгорания.

Станислав Викторович Голашевский и Нина Цезаревна Сулиман-Грудзинская
Станислав Викторович Голашевский и Нина Цезаревна Сулиман-Грудзинская

В 1927 Голашевский женился на томичке, польке Нине Цезаревне Сулиман-Грудзинской, работавшей в то время делопроизводителем механического факультета СТИ.

В 1927 ассистент Голашевский был командирован на заводы России для изучения производства двигателей, силовых установок, в основном дизельного типа. Посещал заводы в Нижнем Новгороде, Сормово, Коломне, Николаеве, Ленинграде, Москве. Затем в том же году начал читать лекционный курс «Газогенераторные установки» и несколько позднее – курс «Двигатели внутреннего сгорания». Как ученый специализировался по двигателям внутреннего сгорания, опубликовал ряд научных работ. В конце 1920-х печатались в рукописном варианте его курсы «Газогенераторные установки» (1927); «Зажигание в легких двигателях» (1928); в 1929 году — работа «Испытание теплохода «Красный остяк» на реке Оби». Всего к середине 1930-х  Голашевским было опубликовано 10 работ.

В марте 1931 Станислав Викторович Голашевский стал доцентом по кафедре теплотехники, отдел двигателей внутреннего сгорания. Он активно сотрудничает с производственниками, проводит испытания двигателей различных организаций, консультирует по вопросам эксплуатации и ремонта двигательных установок. В 1933  с его помощью на заводе «Металлист» начинается изготовление запасных деталей для тракторов. В 1932 он становится консультантом Сибирского филиала научно-исследовательского автотракторного института. В 1930 Г. назначается помощником декана механического факультета, а в 1932 — заведующим механическим отделением Сибирского механико-машиностроительного института, образовавшегося в 1930  при разделении СТИ на ряд вузов. После отъезда в 1931 из Томска профессора А. В. Квасникова стал заведующим кафедрой и лабораторией двигателей внутреннего сгорания.

Жизнь молодой семьи была вполне нормальной и не предвещала ничего плохого. Станислав к тому времени уже имел достаточный авторитет в институте и пользовался уважением среди студентов. Он был хорошо образованным и интеллигентным человеком. Свободно владел польским, читал на немецком, английском и французском языках. Известна была и его общественная деятельность. Голашевский – член профсоюзного комитета института, делегат краевого съезда профсоюзов в 1932, в 1936–1937 организовал при своей кафедре стахановскую школу шоферов. Его работа многократно отмечалась благодарностями. В 1930  он был премирован за хорошую работу технической энциклопедией, в 1932 и 1934 получал денежные премии в размере 200 и 300 руб.

10 декабря 1937, неожиданно для сотрудников института, Голашевский был отстранен от работы, а 20 декабря 1937 арестован органами НКВД, был обвинен в активном участии в шпионской диверсионной террористической повстанческой организации «Польской организации войсковой», в том, что он принимал активное участие в подготовке вооруженного восстания против советской власти, призывал к террору, занимался диверсиями. 14 января 1938  решением ОСО НКВД приговорен к высшей мере наказания и 29 января 1938 расстрелян.

-9

Нина Цезаревна

Из рассказа томского краеведа Игоря Трофимовича Лозовского:

«После ареста Станислава Викторовича, его жена была немедленно выселена из институтской квартиры и уволена с работы. А тут случилась еще одна беда: она после перенесенного нервного шока потеряла чувство ориентации в пространстве и не могла передвигаться иначе, чем с посторонней помощью. Работать она не могла, родных и близких не было. Хорошо, что нашлись добрые люди, которые приютили ее у себя, что в те годы было весьма небезопасно».

11 ноября 1956 Военная коллегия Верховного Суда СССР пересмотрела дело Голашевского и отменила его «за отсутствием состава преступления».

Реабилитирован он был в 1957. Его жене приказом по ТПИ выдали двухмесячную зарплату погибшего в размере 5400 рублей.

Нам было бы совсем мало известно о доценте Голашевском — выписка из архива УФСБ по Томской области, коллективные фотографии и его работы, сохранившиеся в музее Томского политехнического — вот, пожалуй, и все обычно доступные источники информации.

Но волею судеб музею удалось познакомиться с семейным архивом.

-11
Ирина Дмитриевна Покровская. Томск, музей. Май 1918
Ирина Дмитриевна Покровская. Томск, музей. Май 1918

Станислав и Нина Голашевские близко дружили с семьей доцента Томского политехнического института Кирилла Ильича Замораева. Эта дружба сохранилась и с последующими поколениями. Они стали одними из немногих, кто помогал Нине Цезаревне справиться с ее одиночеством и неустроенностью.

Ирина Дмитриевна Покровская, правнучка Кирилла Ильича Замораева, посетила музей в 2018 году. Она передала в дар музею часть семейного архива Голашевских.

-13

— С Ниной Цезаревной мы дружили, и дружили не только мой прадед, его дочь Ирина Кирилловна Замораева, которая осталась жить в Томске, в той же самой квартире, где родилась потом моя мама — Татьяна Федоровна Покровская.

Вот эти все три поколения они дружили с Ниной Цезаревной и поддерживали ее. Нина Цезаревна работала, по-моему, секретарем, если я правильно это говорю, и после ареста Станислава она была в очень тяжелом состоянии. Она, по-моему, несколько лет не работала, я точно не знаю, и она не выходила из дома, это я знаю точно. Она за пределы своего двора не выходила на улицу. Вот этот весь арест она переживала очень тяжело, поэтому семья ее поддерживала.

А я ее знаю по своему детству, потому что я со своими родителями, Татьяной Федоровной Покровской и Дмитрием Сергеевичем Покровским, мы ходили регулярно к ней в дом, который стоял на углу Усова и Белинского. Дом был, насколько я помню, крепкий, но страшно покосившийся. Нина Цезаревна занимала маленькую проходную комнату с покосившимся полом и большой русской печью. Там в этой комнате стояла только ее кровать, маленькое окно и рядом обеденный стол узкий, и все.

К Нине Цезаревне мы ходили всегда на праздники, она нас ждала, мы были практически членами ее семьи. Вот когда я получила архив, большой частью архива были фотографии ее приятельниц, которых я уже не знаю, и разных маленьких кудрявых детей. Ведь у них не было своих детей, у нее жизнь была полностью разрушена. И когда я увидела эту часть архива, это, конечно, психологически очень подавляет, потому что человек жил вот этими чужими образами.

И меня, в этом смысле, она очень любила. Она выращивала для меня на подоконнике, я помню, луковицы в баночках с водой, и перьями этого лука кормили меня. Нина Цезаревна была очень маленькая, миниатюрная женщина, кольцо ее обручальное я не могла его надеть даже на мизинец. Миниатюрная маленькая ножка, миниатюрные ручки, невысокая, к старости она сильно сгорбилась, всегда улыбчивая, седые волосы в пучке. Она совершенно бесподобно готовила торт Наполеон и очень мелко-мелко и аккуратно резала салат Оливье. Вот это были блюда, которыми она меня встречала. Вот это мои детские воспоминания, впечатления... Потом этот дом сгорел, и она получила квартиру однокомнатную на Каштаке. И до ее смерти о ней заботились Замораевы, и мы иногда заходили тоже.

Запрос из общества Красного Креста на возможность переписки с Феликом Викторовичем Голашевским, проживающим в Польше. 19 ноября 1964 года
Запрос из общества Красного Креста на возможность переписки с Феликом Викторовичем Голашевским, проживающим в Польше. 19 ноября 1964 года
Первая страница письма Феликса Голашевского Нине Цезаревне. Апрель 1964 года.
Первая страница письма Феликса Голашевского Нине Цезаревне. Апрель 1964 года.

В прошлом году от Замараевых я получила пару небольших пакетов с документами, где был альбом с фотографиями, детскими фотографиями и членами ее семьи.

Этот архив был интересен тем, что там было много оригинальных справок, выписок, там была справка об аресте, там были ответы на ее запросы в тюрьмы Томске, когда она узнавала о его судьбе. И в справках говорилось, что такого арестованного у нас не было, и такого умершего у нас не было. Там было несколько писем, написанных братьями Станислава, которые пытались найти своего [брата]. Сначала они надеялись найти пропавшего брата [живым], а потом — уже умершего.

И они писали Нине Цезаревне, чтобы узнать о его судьбе, но Нина Цезаревна не отвечала, поскольку обстановка была многие годы неблагоприятная, и люди боялись писать, это абсолютно понятно.

В частности, там была в этом архиве большая анкета, которую я вам передала. Каллиграфическим почерком были написаны детали жизни, названы имена семьи, место жительства, образование...

-16

Выставка

В сентябре 2018 года в стенах мемориального музея политических репрессий «Следственная тюрьма НКВД» открылась выставка, посвящена трагической судьбе доцента Томского Политехнического института Станислава Викторовича Голашевского, расстрелянного в Томске в годы Большого террора — результат совместного проекта Мемориального музея и музея истории Томского Политехнического университета.

Открывая выставку, заведующий Мемориальным музеем Василий Антонович Ханевич отметил, что  открытие этой выставки приурочено к 80-летию массовых политических репрессий, железным катком прокатившегося по стране «победившего социализма» в 1937–1938 годы.

Только на территории Томской области в эти годы было только расстреляно более 10,5 тысяч изобличенных «врагов народа». 

Среди них оказался молодой, но подающий большие надежды ученый, инженер-механик, доцент, заведующий кафедрой двигателей внутреннего сгорания Томского политеха Станислав Викторович Голашевский. 

Архивные материалы, связанные с семьей Голашевских были предоставлены Мемориальному музею  Ириной Дмитриевной Покровской, правнучкой доцента Томского политехнического института К.И. Замараева, чья семья долгие годы дружила с семьей Голашевских и после кончины жены С.В. Голашевского, Нины Цезаревны бережно долгие годы сохраняла и продолжает хранить семейный архив Голашевских. Ряд интересных экспонатов для выставки предоставлены музеем истории ТПУ.

-18

Источники и литература:

  • Архив ТПУ. Ф. 816. Оп. 1. Д. 563.;
  • Архивные материалы семьи Голашевских, переданные И.Д. Покровской;
  • Лозовский И. Т. Реабилитирован посмертно // Народная трибуна. 1994. 26 июня;
  • Лозинский Ю. М. Старейший технический факультет Сибири. История создания и развития. Томск, 2000. С. 303307;
  • Жертвы политического террора в СССР. Электронная база данных;
  • Поляки в Томске (XIXXX вв.): биографии / Автор-составитель В. А. Ханевич. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. С.127129.
Выставка памяти репрессированного доцента ТПУ откроется в Музее НКВД
-19

#репрессии #репрессиивтомске #репрессиивсибири #томск #нквд #репрессивнаямашина #томскиймартиролог #пов #польскаяорганизациявойсковая