Планируя наш небольшой "огород" в виде четырех высоких грядок размером 80х120 см, мы не учли, что резиновые дорожки окажутся довольно высокими. И после того, как работы по их укладке были закончены, выяснилось, что яма вокруг высоких грядок стала весьма внушительной.
Нет, конечно, мы предполагали, что какое-то покрытие вокруг них будет, но теперь встал вопрос о его толщине.
Думали-думали, и приняли решение пока остановиться на гранитном отсеве. Мне очень понравился этот материал, который рабочие использовали для подготовки основания под резиновые дорожки: он не расползался и хорошо утрамбовывался. К тому же, при большом желании его всегда можно "демонтировать" или положить сверху что-то более интересное.
Но для начала нужно было всё застелить геотекстилем, так как на наших почвах ничего не держится - всё уходит в болотистые грунты.
Дальше предстояло засыпать большие ямы и выровнять поверхность.
Если кто помнит, у нас принцип - оптимально использовать все "отходы производства". (Например, полы у террасы мы сделали из 50мм доски от строительных лесов, а высокие грядки и стеллажи в хозблок - из опалубки бетонных бортиков на въезде).
На этот раз мы решили сэкономить на щебне. Поскольку его нужно было не так много, то заказывать машину на 20-30 кг было как-то странно.:) Мы огляделись вокруг и поняли, что по периметру свежепостеленных дорожек валяется много камешков, которые уже не несут никакой нагрузки основанию. Взяли ведёрки из-под краски (они с прочными ручками) и стали ползать вокруг дома и собирать камешки в ведёрки, а затем ссыпАть их в тележку.
Всего мы собрали "по сусекам" примерно ТРИ тележки!
Радостно выгрузили их в самые глубокие места. Тележка оказалась ну очень удобной для подобных работ!
Особенно важен был щебень для того, чтобы подоткнуть его под нижние доски высоких грядок: при более прочном основании была надежда, что они не утонут со временем (хотя и под ним был геотекстиль). Кроме того, щебень, по нашему представлению, должен был обеспечить своеобразную вентиляцию под досками, чтобы замедлить их гниение. Собственно, исходя именно из этих соображений в качестве финишного покрытия дорожек и был выбран гранитный отсев.
Щебень разравнивали обычными граблями.
Когда стало понятно, что высота этих дорожек будет существенной, пришлось сколотить обрамление для кустов смородины. По задумке, туда потом нужно будет засыпать плодородную землю. Может, что-то из этих кустов там и вырастет, но надежды мало.:)
Трамбовали мы щебень обычными-привычными дощечками из ОСБ. Оказалось, они хорошо с этим справляются: ходи себе туда-сюда, мечтай о чём-то прекрасном, а у тебя в это время дорожк вделается.:)
Наших трёх тележек щебня как раз хвалило на первый слой будущих дорожек.
Обратите внимание на наши грядки. вернее, на то, что в них растёт.:) Это перезревшая петрушка и вымахавший неизвестно почему сельдерей. То есть, вы убедились, что заниматься огородом нам некогда.:)
Часть тяжёлого грунта (гранитный отсев вперемешку с песком) мы наскребли от откосов парковочной площадки. Решили, что ей столько по бокам не надо.:) Всё равно там будет весной всё засыпано обычным грунтом.
А затем пришла пора уже почти финишной засыпки отсевом мелкой фракции (5-10мм), который мы нашли в Вимосе. Отсев продавался в мешках, поэтому было удобно его забирать на своей машине. Ребята нам его погрузили, а выгружали мы его вдвоём с подругой (как всегда, приехавшей на помощь!) и клали сразу на тележку для транспортировки к грядкам. (Ездить по новым дорожкам нашей тележке ну очень нравилось!).
Разравнивали отсев также обычными граблями, трамбовали тем же листом ОСБ. Им же я и выравнивала поверхность, срезая лишнее в разных направлениях.
Отсев в мешках был мокрый, поэтому его цвет казался почти чёрным. Но когда высох, приобрёл светло-серебристый оттенок.
Последний этап - покрытие отсева решётками, которые выручали нас уже неоднократно и пока валялись без дела.
На фото показан ещё не завершённый процесс, но идея, я думаю, понятна.
После того как отсев был уложен, стало понятно, что его по высоте маловато. Погода закапризничала, начались дожди и большой интенсивностей на работе. Поэтому было принято решение работы по обустройству дорожек приостановить до весны, а пока заняться другой более важной (с точки зрения подготовки к зиме) работой.
О ней я напишу в следующей статье.