Данная статья может повторять высказывания других авторов. Я не пытаюсь внушить неприятие или ненависть к кому-либо. Все высказывания относятся к определенному моменту времени, не более.
Недавно моя коллега задала такие два вопроса: « Тебе не жалко было тех, в кого ты стрелял? Что ты чувствовал в тот момент?»
Начну со второго.
Ничего, кроме отдачи автомата. В бою нет времени на чувства, работаешь на инстинктах и рефлексах, которые вырабатывались в процессе тренировок. Уже после, когда все закончилось, начинаешь понимать — все правильно сделал, как учили.
Жалко ли было, тех по кому стрелял?
Нет. И тут всё просто, как апельсин — они для меня были никем. Даже не людьми — просто мишенями в тире, с той лишь разницей, что и они стреляли в меня. Понятно, что для кого-то они были мужьями, сыновьями, отцами и братьями... Но, жалеть всех — жалелка отвалится. Повторюсь, для меня они были никем и всё сводилось к одному — или ты, или тебя. Выбор, я думаю, очевиден. Ещё Борис Васильев писал так о войне: «ломает человека, преступая через естественный, как жизнь, закон "не убий". Тут привыкнуть надо, душой зачерстветь». Я сумел зачерстветь.
Вообще, эмоции на войне — штука не полезная, как минимум. Если рыдать над каждым трупом убиенного покойника — либо с ума сойдешь, либо сам двухсотым станешь. Я как-то сумел от всего этого отгородиться. Даже с сослуживцами не сближался особо. Понимал, если «прибарантит» его, не факт, что вытащить получится. Равно как и принимал, что меня тоже никто вытаскивать не будет, если что. Все просто. Жизнь и смерть - качели, не более.
Доброго здравия всем!