Найти тему
Мир архитектуры

Садово-парковые ансамбли классицизма.

Садово-парковые ансамбли классицизма
Садово-парковые ансамбли классицизма

В этот непростой исторический момент предлагаю отвлечь взор на величественные ландшафты садов классицизма: простор чётких перспективных линий, абсолютная симметрия, грандиозные масштабы…


Многие знают крылатое латинское выражение "Ars longa, vita brevis est"
Переводится афоризм так: "Искусство вечно, жизнь коротка" Этот афоризм знаменитого греческого мыслителя, врача и естествоиспытателя Гиппократа как нельзя лучше иллюстрируют легендарные сады эпохи классицизма.


Классицизм начал зарождаться еще тогда, когда в Европе господствовал стиль барокко. При этом классицизм не столько пришел на смену барокко, сколько длительное время существовал рядом с ним. Во Франции стала создаваться своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции. Особенно явно классический стиль был выражен уже во второй половине XVII века.


Сады классицизма (в отличие от террасированных барочных) разбивались, как правило, на открытом пространстве, с умелым использованием бесконечной перспективы и замечательных панорамных видов.


Ярким примером французского классического сада является Версаль с его знаменитой трехлучевой системой построения, созданный Андре Ленотром — самым известным из всех французских ландшафтных архитекторов. В классицизме Ленотра преобладало зрительное начало. Сад был как бы продолжением дворца, а дворец – непременным центром сада, его частью. Отсюда разбивка сада по такому принципу, чтобы дворец всегда был виден из разных концов сада. Пространство было открытым, не заслоненным. Самостоятельные участки сада построены вокруг резко подчёркнутой оси симметрии. Вся садово–парковая семантика Версаля служила тому же прославлению «короля солнца». Мифологии солнца были посвящены все садово-фонтанные скульптуры Версаля. Грандиозные строительные работы продолжались более столетия, и все это время последующие архитекторы следовали принципам создания парка, заложенным Андре Ленотром. Итоговый результат впечатляет своими размерами и грандиозностью проделанной работы.

-2
-3
-4


В нашей стране, пришедший с запада классицизм, приобрел свои самобытные черты. Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая столица Российского государства, основанная Петром I.
Особо известен Петерго́ф (нем. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа.

Петр I устраивал лабиринты во всех своих наиболее значительных петербургских садах, неизменно украшая их скульптурными группами на темы басен Лафонтена. Он сам иногда объяснял гуляющим значение каждой группы, содержание басен. Лабиринты носили при Петре просветительский характер: Петр обучал своих подданных светской европейской культуре, необходимой русским для свободного общения с образованными иностранцами. Но уже при Петре лабиринты имели и другое назначение – увеселительное. Петр любил завести в лабиринты своих гостей и заставить их самих из них выбираться. В эпоху рококо увеселительное значение лабиринтов, пожалуй, осталось единственным, в эпоху же романтизма лабиринты служили способом удлинения прогулочного пути и в этом отношении стали уступать свое место «парнасам», которые не только позволяли совершать длинную прогулку, взбираясь на холм по окружающей тот холм дорожке, но и любоваться непрерывно сменяющимися видами на окрестности.

-5
-6
-7


В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Из строя были выведены подземные водоводные магистрали. Фашисты вывезли статуи Самсона, Волхва, Невы, тритонов, свинцовые барельефы Большого каскада, тысячи музейных ценностей.
После окончания войны, благодаря работе сапёров и тысяч Ленинградцев, выезжавших на расчистку парков, 17 июня 1945 года Нижний парк был открыт для прогулок, а 25 августа 1946 года введены в действие 38 водомётов центральной части парка.
Историческим моментом в истории Петергофа стало 14 сентября 1947 года, когда перед Большим каскадом заняла своё место золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Восставший из пепла Петергоф восхищает синтезом архитектуры, скульптуры и движущейся воды, гармонией творений искусства и природы.

Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

"Ars longa, vita brevis est"