«Новый стиль совершенно заполонил Европу и сделался космополитичен, как вагон норд-экспресса, в один день пробегающий Германию, Бельгию и Францию», — писал в начале ХХ века Сергей Дягилев. «Мимолетный» — именно так окрестили модерн. Он, и правда, не задержался в России надолго — не более десяти-пятнадцати лет: появился в 1890-е, просуществовал до начала 1900-х. И при этом дал название целой эпохе. А все потому, что сумел выйти из музейных залов и укорениться во всех сферах повседневной жизни городов и провинций — от внешнего облика зданий до предметов быта, одежды, ювелирных украшений, афиш и даже открыток.
Стиль модерн, или новый стиль — так чаще всего называли в России направление в искусстве, которое во Франции было известно как ар-нуво и fin de siecle, в США — тиффани, в Германии — югендстиль, а в Австрии, Польше, Чехии — сецессион. За рубежом его ассоциировали с дягилевскими «Русскими сезонами» — самыми известными театральными гастролями, благодаря которым отечественные художники, танцовщики и музыканты покорили мир.
В декоративно-прикладном аспекте модерн уникален своим ручным трудом, уникальностью каждой вещи: в домах этой эпохи даже дверные ручки имеют свой неповторимый облик, в модерне нет незначительных деталей. Такой подход тесно связан с промышленной революцией: многие сферы ручного производства заменили фабричные изделия. Но станки того времени не позволяли производить качественные и красивые вещи: радовала только дешёвая цена. Модерн возродил авторский труд, художественные кустарные промыслы: от люстр ручной работы и сложных каменных тягучих плавных лестниц до черепашьих гребней и ювелирных украшений: подчёркнутая декоративность и эстетика превыше всего.
В XX в. над проектами работали архитекторы, клиентами которых становились люди состоятельные. Они не боялись строить необычные, богато декорированные особняки. Чертой стиля можно назвать то, что дома оформляют «изнутри наружу». Это означает, что внешний облик строения определяется его интерьером. Оформление словно перетекает из одной комнаты в другую, при этом главным элементом считается лестница.
Ярким примером русского модерна, московского модерна, является «Особняк Рябушинского» по проекту Ф.Шехтеля.
Гостиница Метрополь. Именно Савва Мамонтов задумал построить этот первоклассный европейский отель и объединить его с многофункциональным культурным центром. Он решил объединить в нём смесь магазинов, большой художественный выставочный зал, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад с ледовым катком, Русский камерный ресторан и Большой оперный театр. В результате отель теперь демонстрирует блестящий синтез искусства под одной крышей и под открытым небом. Майоликовые панно появились на фасадах зданий в конце 1900-1901 годов. Самое крупное из них – «Принцесса грёз» Михаила Врубеля. Тема панно взята из поэтической пьесы Эдмона Ростана. Это подходящий выбор, который отражает общее настроение модерна: прекрасная принцесса предстаёт перед умирающим рыцарем. В её лёгком силуэте мы видим черты будущей жены Врубеля - Забелы, которая часто смотрит на нас с его картин.
Доходный дом Перцовой. Доходный дом Перцовой - одно из самых известных зданий Москвы. Дом является воплощением модерна и неорусского стиля. Издалека он кажется чрезвычайно сказочным и сложным. Чета Перцовых, Пётр и его жена Зинаида, строили его в первую очередь для себя и в соответствии со своими вкусами и потребностями.
Фасады дома Перцовой - это набор символов и орнаментов. На панно изображены солнце, медведь, сражающийся с быком, гигантские фантастические цветы и птицы. Некоторые рисунки почти дословно повторяют рисунки финского художника Аксели Галлена. Эти майоликовые панели служат частью декора и выполняют задачу сделать дом сказочным.
В Санкт-Петербурге из шедевров русского модерна можно отметить здание компании «Зингер». Благодаря территориальному расположению, питерский модерн имеет больше общих черт с европейским модерном. Впрочем, то же самое можно сказать и обо всей исторической застройке северной столицы. Строительство Дома Зингера завершилось в 1904 году. Многие архитектурные решения Павла Сюзора были нетипичны для начала ХХ века. Он первым в России использовал для стен металлический каркас, который позволил создать большие витражные окна. В здании располагался атриум — внутренний дворик с прозрачной стеклянной крышей. Он тоже был редкостью для того времени.
Особняк М.Кшесинской – ведущий образец зрелого модерна. Ведущим зодчим стиля модерн в Петербурге стал Александр фон Гоген. Именно его опыту решила доверить постройку своего личного особняка знаменитая прима-балерина Мариинского театра, Матильда Кшесинская. Совместное творчество архитектора и Кшесинской выражалось в том, что балерина изначально указала фон Гогену на то, какими бы она хотела видеть комнаты и как они должны быть оформлены. Исходя из этого началась разработка плана. К сожалению, большинство авторских интерьеров, созданных фон Гогеном было утрачено в советское время. Однако сам особняк остаётся достойным украшением Троицкой площади.
Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» постройки 1902-1903гг. архитектор В.Г.Барановский. Вообще это угловое здание больше напоминает театр, а никак не продуктовый магазин. И удивительный факт – театр здесь действительно существовал. При Елисеевых на первом этаже размещался «магазин колониальных товаров», на втором – театральный зал, а на третьем – ресторан.
Ярославский вокзал. Москва. Автором первого пассажирского здания Московско-Ярославской железной дороги был Роман Кузьмин. В 1900 году Московско-Ярославско-Архангельская дорога перешла из частной собственности в государственную. Новый статус магистрали потребовал нового представительного пассажирского здания на московской станции. Реконструкцию вокзала осуществил выдающийся зодчий, крупнейший мастер русского модерна Федор Шехтель в 1902–1904 годах. Ярославский вокзал в начале ХХ века выглядел как здание ультрасовременное, как настоящие ворота в деловую, купеческую, процветающую Москву. Несмотря на то что вокзал не раз ремонтировали, реконструировали, дух, созданный Шехтелем, остался на века. Это признанная классика, без которой невозможно представить себе Москву. В последние годы архитекторы бережно возвращают утраченные детали шехтелевского замысла.
Вместе с этим материалом можно почитать про мастера русского модерна: