Найти в Дзене
Мир архитектуры

Фёдор Шехтель: гений русского модерна.

Фёдор Шехтель: гений русского модерна.
Фёдор Шехтель: гений русского модерна.

Известный зодчий немецкого происхождения Фёдор Осипович Шехтель (урожденный Франц-Альберт Шехтель) вписал своё имя в историю русской архитектуры золотыми буквами. #Шехтель всем сердцем был влюблён в Москву. Именно поэтому практически все его многочисленные сооружения находятся недалеко от российской столицы. Среди работ Фёдора Осиповича по пять театров и церквей, четыре часовни, две типографии, вокзал, банк, кинотеатр, три усадьбы, шесть дач и 30 особняков - такой плодовитостью и неординарностью идей едва ли может похвастаться любой другой зодчий. Большинство сооружений сохранилось до наших времён, пережило бессчётное количество реставраций, но не утратило былого величия. Мы рассмотрим лишь несколько его работ, которые, на мой взгляд, передают его авторский почерк лучше всего.


Шехтель был одним из основателей архитектурного стиля под названием русский модерн или его ещё называют московский модерн. Этот архитектурный стиль был чисто русским явлением, даже самые ярые славянофилы никогда не обвиняли Шехтеля в подражательстве западной архитектуре.

Интересно, что Фёдором Осиповичем Шехтель становится лишь в 56 лет при переходе из католичества в православие. До этого во всех документах он значился под именем Франц-Альберт Шехтель.


Удивительно, но тот, чьё имя неразрывно связано с архитектурой, не получил диплома в этой области. Через три года учёбы в профильном заведении он был отчислен за прогулы. В качестве причины всплывает болезнь матери. Однако, скорее всего, дело просто в молодости и весёлой компании друзей.
Не получив соответствующий диплом, Шехтель не имел права возводить здания в Москве. Однако это никак не влияло на количество работы: он иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши, проектировал дачи и дома за пределами и в самой столице, умудряясь обходить градостроительные законы. Так, в Москве сохранилось около 70 объектов, построенных или декорированных.
Большую часть зданий, над которыми работал архитектор, сегодня занимают посольства разных стран, поэтому внутренние интерьеры их видят разве что дипломаты. Но и у обычных людей есть шанс посетить их.

Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, архитектор Фёдор Шехтель


Пожалуй, венцом творчества Фёдора Осиповича стал Ярославский вокзал, расположенный в Москве около станции метро «Комсомольская». Проект был полностью составлен в 1901 году, а возведение этого поистине масштабного памятника архитектуры проходило с 1902 по 1904 год. На месте неказистых построек зодчий возвёл настоящий дворец в неорусском стиле. В его оформлении угадываются традиционные русские мотивы. Это огромная арка на входе, украшенная гербами Москвы, Архангельска и Ярославля, взмывающие вверх башни и высокая кровля, увенчанная ажурным гребнем, напоминающая крышу старинного терема.


До революций здание вокзала славилось богатым внутренним убранством, однако многочисленные реставрации и перестройки превратили когда-то роскошный интерьер в безличные и скучные казенные помещения. Увидев это здание лишь раз: его удивительную крышу и динамичные упругие линии фасада - образ Ярославского вокзала запомнится навсегда. Нет другого такого вокзала, даже отдалённо его напоминающего.


Огромную известность принесли архитектору возведенные им особняки. Именно в особняках проявился в полной мере дух русского модерна и основные постулаты этого стиля: модерн возник в пику фабричному однотипному "топорному" производству. Фабричные изделия в ту пору не отличались особым изяществом и качеством. В противовес этой грубой массовости возникло течение, основанное на уникальности каждой мелочи и детали: оконной рамы, дверной ручки, плафонов люстры...Этот подход, авторский ручной труд мастеров лежал в сердце модерна ,не только в России, но и в Европе.

Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Зинаиды Морозовой, архитектор Фёдор Шехтель


И первый по значимости из выполненных Фёдором Шехтелем особняков принадлежал супруге Саввы Морозова, Зинаиде Григорьевне. Интересно, что разрешение на строительство было выдано на имя архитектора И. С. Кузнецова, помощника Шехтеля. Таким образом он обошёл запрет на возведение зданий в черте города без диплома архитектора.

Дом на Спиридоновке напоминает замок: он наполнен духом романтичности и аристократизма. Внутри можно увидеть настенные панно, скульптуры и витраж работы Михаила Врубеля, с которым Шехтелю посчастливилось работать над проектом особняка. Особый изыск помещению придает готическая парадная лестница из резного дерева. Морозов сам выбрал для особняка стиль – английскую неоготику, вероятно, так сложилось из-за предпочтений хозяина, несколько лет прожившего в Манчестере. В остальном же он предоставил амбициозному архитектору полную свободу и неограниченные возможности. Шехтель и Врубель вместе тщательно продумали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу. Кстати, считается, что именно это здание стало прообразом дома булгаковской Маргариты. Сейчас в особняке располагается Дом приёмов Министерства иностранных дел России.

Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор ШехтельОсобняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор ШехтельОсобняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского, архитектор Фёдор Шехтель


В 1900 г. Ф. Шехтель создал проект особняка Рябушинского на углу Спиридоновки и Малой Никитской в стиле модерн с добавлением в него национальных мотивов. Особенностью архитектуры Шехтеля, проявившиеся в этом проекте, стали плавные, извилистые линии в декоре фасада, сочетающиеся с кубическим зданием и огромными окнами, рамы которых изображают ветви деревьев. Поддерживает плавность линий кованая решетка ограды, напоминающая скрученные спирали, создающие эффект движения. Дом украшает мозаичный фриз, изображающий орхидеи и вьющиеся растения с извивающимися стеблями. Начиная с этого проекта, Шехтель стал востребованным и модным архитектором, которого приглашали самые богатые люди столицы. Сейчас там располагается Музей-квартира Максима Горького.

Это здание я люблю больше всех. Когда-то давно именно его я чертила в рамках учебной работы в институте, делала отмывки фасадов и даже клеила его макет!


Особняк строился с 1902 по 1906 год. Во внешнем облике постройки и внутри нее рациональность и удобство сочетаются с красотой и поэтичностью. Проект Шехтеля потрясает своей беспрецедентной смелостью: автор полностью игнорирует традиции классицизма, забывая о симметрии и чёткости форм. Рамы огромных окон украшают узоры из переплетающихся ветвей, а решетка ограды выполнена в виде повторяющихся спиралей. Главным украшением дома стал венчающий его широкий майоликовый фриз с изображением орхидей и водорослей. Всё в интерьере словно рассказывает сказку о подводном царстве: на полу выложен рисунок в виде гальки, на стенах многочисленные витражи со стрекозами, парящими над волнами, а над лестницей сверкает лампа в форме медузы.

Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой
Адрес: Большая Садовая улица, 4

Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой
Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой
Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой
Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой
Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой
Собственный дом Шехтеля на Большой Садовой


Шехтель возвёл его за рекордный срок — всего за 3 месяца. Возможно, поэтому он самый скромный и лаконичный. Вся обстановка была утрачена в 90-е годы, когда здание пришло в полный упадок, и жившие здесь бомжи отапливали помещения всем, что под руку попадалось. К сожалению, это место стало последним собственным владением семьи.

Поворотный момент
Этот дом стал совершенно новаторским в жизни архитектора. Именно тогда он понимает, что эпоха модерна завершена, и строит здание в совершенно другом стиле, первым из архитекторов возвращаясь к классическим формам. Позже они станут основой сталинского ампира.


Изучая биографию Фёдора Осиповича Шехтеля, трудно поверить, что человек, чья архитектура поражала красотой, новизной, умер в нищете. Советская власть не давала работать тому, кто раньше обслуживал «буржуев». Шехтель ушёл из жизни 7 июля 1926 года в 66 лет от рака желудка и похоронен в родовой могиле на Ваганьковском кладбище.

Вместе с этой статьёй можно узнать: