На первичном загородном рынке Московской области в настоящее время на продажу выставлены 41,3 тыс. объектов в 646 проектах. За 2023 г. предложение лотов увеличилось всего на 100 шт., число проектов выросло на 6%, сообщает компания «Инком-Недвижимость».
Сегодня в составе экспозиции коттеджи и участки с подрядом (УСП) занимают 15% (6,2 тыс. шт., за год +36%), блокированная застройка – 2% (800 шт., в 2023 г. количество осталось прежним), на участки без подряда (УБП) приходится 83% (34,3 тыс. шт., за год –4%).
Среднестатистический коттедж (или УСП) на загородной «первичке» сейчас оценивается в 25,5 млн руб., год назад было 28,3 млн руб. (–10%). Медианная цена объекта блокированной застройки – 26,2 млн руб. против 31,3 млн руб. год назад (–16%). Усредненная стоимость УБП составляет сегодня 3,4 млн руб., за год она не изменилась.
Большинство первичных загородных объектов Московского региона сосредоточено на юге Подмосковья – 40% (средняя стоимость 5,2 млн руб., +26% за год); за ним по численности лотов следуют западные направления – 26% (средняя стоимость 12,3 млн руб., –9% за год); далее северные с 20% (средняя стоимость 7,1 млн руб., +11% за год) и восточные с 14% (средняя стоимость 3,5 млн руб., +9% за год).
Анализ распределения предложения с точки зрения удаленности от МКАД показал следующее. 38% лотов находятся далее 60 км (средняя стоимость 4,2 млн руб., +36% за год); 33% – на расстоянии 41–60 км (объект в среднем стоит 4,2 млн руб., +19% за год); 25% – от 21 до 40 км (медианная цена 11,2 млн руб., –7% за год); 4% – ближе 20 км (объект в среднем оценивается в 32,3 млн руб., –11% за год). Основной спрос – 65% в общем объеме – сфокусирован на объектах, расположенных далее 40 км от МКАД, 29% – на территориях от 21 км до 40 км от кольцевой, всего 6% – до 20 км.
«За последние год–два на загородный рынок вышли проекты от ведущих девелоперов, таких как «Самолет», ФСК и др. – соответственно, экспозиция на первичном загородном рынке пополнилась новыми предложениями. Рынок давно ждал этих событий, и они происходят – пока очень медленно и в недостаточном объеме, но, по крайней мере, есть подвижки. В каждом новом проекте присутствуют объекты более бюджетные, чем в среднем по рынку. Соответственно, выход нескольких проектов влияет на общую конъюнктуру – цена чуть корректируется вниз. Увеличение экспозиции, расширение выбора для покупателей – это однозначно положительный фактор для первичного загородного сегмента. Особенно учитывая его преимущества: «первичку» поддерживают льготные ипотечные программы, программы от застройщиков плюс сам бренд девелопера», – отмечает Дмитрий Таганов, главный аналитик компании.