Авторы времен античности локализовывали изначальное место проживание венедов (венетов) в Пафлагонии. Русский историк Ламанский, признавал венедов славянами.
Он писал в своем труде, ссылаясь на английского путешественника, в своем произведении «О славянах в Малой Азии, Африке и в Испании», что за века до Рождества Христова в Пафлагонии жили славяне, о которых упоминал некий Омир, который называл их именем Гепетов:
«…они были ветвью тех самых славян, что у Римлян слыли – Veneti, а у Немцев - Winden, Wenden. По словам Страбона, они жили около Перфениоса и занимали значительную часть приморской Пафлагонии».
То есть славяне жили в Малой Азии еще до времен нашей эры.
Тит Ливий сообщал, что изначально Антенор с горстью энетов были изгнаны из Пафлагонии. Когда они завладели землями на Адриатике, то место, где произошла их высадка, было ими совместно с троянцами названо Троей.
Итак, в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, (после падения Трои) венеды появились сначала в Центральной и Южной Европе. В то время здесь появляется погребальный обряд, которого доселе не было – кремация с последующим захоронением праха в урне. Эта традиция пришла из Малой Азии и подтверждается письменными источниками, рассказывающими о традиции проживавших там ариев.
Существует три точки зрения о происхождении венедов. Первая строится на том, что якобы согласно «Галльской войне» (Юлий Цезарь) венеды были кельтами. Но разве там прямо сказано, что все венеты были именно кельтами?
А вот древнегреческий историк и военачальник Полибий, живший до нашей эры, при описании долины на севере Италии четко разделял тирренов (этрусков), кельтов и венедов. При этом он называет венедов древним племенем. Но тут же он сообщает, что
«…В смысле нравов и одежды они мало отличаются от кельтов, но языком говорят особым…». Получается, Полибий знал венетов как отдельный народ по отношению к кельтам.
Вторая версия, опираясь на труд Иордана, относит венедов к славянам. Причем эта традиция была сохранена на протяжении многих веков, когда венедов отождествляли со славянами.
При этом имеется и третья компромиссная версия, которая говорит о том, что славянами была ассимилирована какая-то часть венедов. Но опять же, эта версия до конца не подтверждает, что эти самые венеды были кельтами.
Советский историк В. Б. Вилинбахов, однозначно считал всех венедов (и южно-балтийских, и восточно-балтийских) славянами.
Не исключено, что часть венетов могла смешаться с кельтами, ведь они проживали рядом.
А вот Страбон более чем конкретно указывал, что римляне вольно или невольно могли причислять разные народы к кому угодно. Вот что он писал:
«…позже, когда римляне даровали италийцам право гражданства, они соблаговолили почтить тем же и галатов по сю сторону Альп и венетов и назвали всех одинаково италийцами и римлянами…».
Венедская топонимика сохранилась в таких странах Европы, как Франция, Британия, Германия, Польша, Финляндия, Швеции. Данных топонимов имеется около сотни. О наличии этих топонимов и их локализации изложено в научной работе коллектива ученых из Самары, которые написали труд под названием «Венеды-мореходы побережья «Океана» в свете данных топонимики».
Венеды, будучи морским и торговым народом, распространили свои фактории по берегам не только Балтийского моря, но и Северного. Такие фактории были и в Восточной Прибалтике. По причине проигрыша в войне с Цезарем, оставшиеся в живых венеты совершили туда свою выселку.
Так венедами были заселены берега Балтики, от Вислы – «вдоль всего Венедского залива» (Клавдий Птолемей). Неспроста еще во втором веке н.э. Балтийское море называлось Венедским заливом или морем.
Историк П. Федотова в своей монографии «К проблеме «венедских следов» в Невско-ладожском регионе» ссылаясь на С. Герберштейна, указывает, что даже в его времена (16-й век) название Венедское море в отношении Балтики употреблялось.
В «Записках о Московии» на странице 196 так и сказано: «море, омывающее Жемайтию, одни называют Балтийским, другие – Немецким, иные – Прусским, а некоторые - Венедским (Veneticum)».
На карте 1539-го года шведского исследователя Марина Олафа Магнуса Финский залив назван еще и Венедским.
По мере исчезновения из этих мест венедского народа и заменой его на финнов название залива сначала стало упоминаться в двойном варианте, а потом уже сменилось на финский вариант окончательно.
Исследователь Ю.Ю. Трусман в своем труде «Русские элементы в Эстляндии в XIII – XV вв. (Временник Эстляндской губернии, 1893) локализовывал на территории Эстонии названия, содержащие в своей основе корень "венд":
двор Wenetoa, урочище Вендевялья и деревня Weneküla в Ревельском уезде, топоним Wenedopõlve (Венедопылве), дер. Wendeculle в Вике (западная Эстония) другая деревня с таким же названием Wendeculla в провинции Торейда в Ливонии, деревня Wenedeculla в Трейденском приходе.».
Ученый В.Б. Вилинбахов, ссылаясь на работы предшественников и на данные географических словарей, также подтверждал информацию о большой распространенности названий с корнем «венд» на территории Восточной Прибалтики.
В своей монографии Федотова, ссылаясь на монографию Вилинбахова «Славяне в Ливонии (Некоторые соображения о вендах Генриха Латыша) так их и перечисляет:
«Это река Виндава/Вента…в ее устье - одноименный город Виндава/Вентспилс…в Куронии (Латвия), а также поселения на этой реке:…город Венден…на реке Гауя в Латвии. В Эстонии прибрежное селение Wendo/Wenno, поселения Veneculla и Venedeni в Западной Эстонии. В Ливонии на берегу р. Койвы - деревня Vendeculla. В Жемайтии насчитывается не менее 15 «вендских» топонимов типа Вентвидойти, Венцинишки, а также ряд литовских гидронимов с основой венд/винд: Vendrykstis, Vindaraikjs, Vindupis, Vintara, Venta».
Исходя из того, что ученый Вилинбахов считал венедов балтийскими славянами, а Трусман – русскими, Полина Федотова делает вывод о том, что
«…оба исследователя рассматривали «вендскую» топонимику как свидетельство давнего проживания славяно-русского населения на территории Восточной Прибалтики...».
Правда, Федотова, ссылаясь на самарских ученых, упорно не хочет отождествлять венедов со славянами, объясняя это малым числом «собственно славянской топонимики в Восточной Прибалтике. Современные самарские историки указали 13 «вендских» названий на территории Литвы и Латвии и 7 на территории Эстонии».
Такое малое число собственно славянской топонимики может быть связано с тем, что проходило время, язык менялся, и венедское постепенно превращалось в так называемое славянское. Что не исключало того, что венеды и славяне были одними и тем же народом. Просто ранее славян называли венедами.
Дорогие читатели, с радостью жду ваши подписки и комментарии!
Лайк или репост этой статьи поможет ее продвижению!
Из-за катастрофического падения показов в ленте, статьи можно прочитать зайдя на канал. Заранее Вам благодарен!
Очерки по теме: