Писателя и драматурга Александра Вампилова оценили, увы, лишь после ухода из жизни. Пока он был жив, театры бесконечно отказывали ему, а вот
когда стало известно, что Вампилова больше нет, его пьесы тут же начали ставить, и постановки пользовались популярностью.
Но вот в кино, как оказалось, дорога для произведений Вампилова оказалась куда более замысловатой. В начале семидесятых режиссёр Виталий Мельников, опытный мастер мелодрам, в чьём активе уже были и «Начальник Чукотки», и «Семь невест ефрейтора Збруева», задумал перенести на экран пьесу Александра Вампилова «Старший сын», но цензоры ему намекнули, что это выбор нежелательный. Однако Мельников, которому уже не раз приходилось бороться за свои фильмы, сумел настоять. Помогло ему и то, что некоторое время назад он стал руководителем объединения телефильмов на киностудии «Ленфильм», так что подготовка к созданию мелодрамы началась.
Режиссёр с самого начала знал, кому отдаст роль отца семейства Сарафановых, которого так жестоко обманул один из главных героев, назвавшись внебрачным сыном. Мельников видел в этом образе только Евгения Леонова, любимца страны, невероятно популярного актёра. Леонов был очень занят в театре, и
Мельников понимал, что заполучить его на съёмки будет непросто, так что лично отправился в Москву, чтобы поговорить с артистом.
К счастью, тот согласился быстро.
С поиском двух главных героев, затеявших интригу, было куда сложнее. С одной стороны, это должны были быть молодые люди, как того требовал сюжет, с другой, им надо было соответствовать уровню Евгения Леонова. Одной из первых кандидатур стал Николай Караченцов. Он уже много играл в театре, но в кино ему доставались роли малозаметные и проходные.
Мельников же сумел разглядеть в актёре колоссальный потенциал и рискнул пригласить его в картину.
Второй артист попал к фильм, можно сказать, по блату. Это был Михаил Боярский, представитель знаменитой ленинградской театральной династии, отец которого, актёра Сергея Боярского, Мельников неплохо знал. Михаил уже снялся в нескольких фильмах, но тоже пока числился в начинающих. Мельников счёл, что Караченцов и Боярский уравновесят друг друга в кадре и обоих утвердил.
Двух главных героинь, дочь Сарафанова и соседку, сыграли Наталья Егорова и Светлана Крючкова.
У обеих были конкурентки: Нину Сарафанову могла бы сыграть Лариса Луппиан, которая уже представала в этом образе в театральной постановке «Старший сын», а соблазнительной соседкой могли бы стать Маргарита Терехова или Людмила Зайцева.
Наталья была ещё одной молодой исполнительницей, которую, как и многих других, открыл для зрителей Мельников,
а вот Светлана уже входила в число знаменитостей: после школьной комедийной мелодрамы «Большая перемена» её знали все.
Тот факт, что в основе ленты была пьеса, облегчил работу: актёрский ансамбль состоял всего из нескольких человек, как и предполагает театральная сцена. Но ради съёмок
группа перебралась на натуру и снимала не в павильоне, а в почти реальных интерьерах.
Неподалёку от Ленинграда ассистенты режиссёра отыскали заброшенный дом, где художники и выстроили декорации. Кстати, именно из окна этого старого дома в какой-то момент выглянул ленинградский театральный патриарх Игорь Горбачёв: он прикрикнул на разгулявшихся в ночи героев Караченцова и Боярского. Горбачёв снялся в крошечном эпизоде по дружбе и даже не упомянут в титрах.
Закончив фильм, Мельников, который был почти уверен в успехе, решил всё-таки подстраховаться.
На первый показ в Доме кино он пригласил писателей из Сибири, которые хорошо знали творчество сибиряка Вампилова, а некоторые даже лично были знакомы с ним. Картину приняли на ура, что, конечно же, окрылило создателей. Высоко оценили и игру молодых актёров:
карьеры Натальи Егоровой, Николая Караченцова и Михаила Боярского моментально взлетели.
Мало того, даже киночиновники не нашли поводов для серьёзных придирок и пустили ленту на телеэкраны.
Обычные зрители встретили «Старшего сына» очень тепло и тут же полюбили и радушного Сарафанова, и строптивую соседку Наталью, и непутёвых Бусыгина и Сильву. А ещё мелодрама Виталия Мельникова открыла дорогу в кино Александру Вампилову, пусть уже и посмертно. Да и сам Мельников спустя несколько лет вернётся к Вампилову и экранизирует пьесу «Утиная охота» (это будет фильм «Отпуск в сентябре»).
А вы бы смогли признать в случайном госте внебрачного ребёнка?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296