Эксперты агентства InterMedia представили масштабное исследование «Экономика культуры РФ 2018–2023». По каким направлениям виден рост, а где обороты снизились — в материале «Культуры».
Заметно выросло бюджетное финансирование, возможно, именно оно и позволило отрасли восстановиться. Больше всего за этот срок выросли поступления из бюджетов всех уровней — на 47,1% (с 589,8 млрд до 867,8 млрд рублей). Доходы от коммерческой деятельности выросли не так значительно — на 31% (с 2714,5 млрд до 3556,8 млрд рублей). Это неудивительно, учитывая, что за прошедшие пять лет предпринимателей затронула и пандемия коронавируса, и специальная военная операция на Украине.
— В СССР уже с 1920-х возводилась беспрецедентная по масштабу система учреждений культуры, какой не знал мир. С 1950-х эта система оказалась в кризисе, а в 1980-х ее начали разрушать. Однако устойчивость системы оказалась феноменальной, и сейчас мы наблюдаем ее быстрое восстановление. Справедливости ради заметим, что бюджетное финансирование культуры заметно растет, но все же составляет лишь доли процента ВВП. Опыт развитых стран показывает, что для опережающего развития этого недостаточно. Кроме того, явно назрела необходимость выработки и осуществления единой культурной политики, что повысит эффективность этих вложений, — делится собеседник.
— Западная модель финансирования не предполагает прямые дотации из бюджета, как в России, однако у них точно так же существуют политически заинтересованные контракты и заказы с централизованным распределением средств — кинематограф США, например, представлен несколькими крупнейшими корпорациями, интересы которых неотделимы от государственных: Warner Brothers, Universal, DC Films и Netflix, — заключает он.
На втором месте по прибыльности оказался «Культурный досуг», куда вошли туризм, работа домов культуры, зоопарков и видеоигры. Доходы этого блока в 2022 году составили 1152,4 млрд рублей, а рост за пять лет — 34%. В 2023 году также планируется рост — до 1191 млрд рублей. Заметим, что только эти два блока смогли преодолеть отметку в триллион рублей.
Единственным сегментом, показавшим за время исследования падение, оказались «Зрелищные мероприятия». С 2018 по 2022 год финансовый оборот в этом секторе, куда вошли концерты, спектакли, шоу, кинопоказы, сократился на 7,8% — с 284,5 млрд до 262,4 млрд рублей. Евгений Сафронов считает такой результат следствием запретов на проведение зрелищных мероприятий во время пандемии. Также, по его мнению, восстановлению помешали события, связанные с СВО, в первую очередь санкции и политика международных монополий.
Конечно, «Культура» не могла не обратить внимания на сегмент «Издательская деятельность», который вырос за пять лет на 23,6%. Однако входящие в его состав секторы показали разнонаправленные тренды.
— Печатная книга постоянно теряет позиции, а продажи электронных и аудиокниг также постоянно растут — технический прогресс не отменить. Похожим образом полтысячи лет назад красивая, но дорогая рукописная книга уступила место не такой выразительной, но доступной печатной книге. Продажи книг во всех видах ее бытования сегодня — абсолютный мировой тренд, — говорит Евгений Сафронов.
Экономист, социальный философ Лилия Варыгина говорит «Культуре», что вопрос о легальности и о праве собственности, в том числе интеллектуальной, в сфере последних событий может трактоваться весьма широко.
Философ Олег Долгицкий и вовсе считает, что в сложившейся ситуации пиратство в отношении западного контента становится «законным».
Собеседник считает, что прежде чем выстраивать культурную экономику, нужно определиться с национальной идеей. Если мы четко сформулируем, что такое Россия и какова ее роль в мире, то это поможет определиться и с содержанием культуры. Сформируются этика и порядок, в рамках которых будет понятно, что такое хорошо, а что такое плохо для России. И вот уже на этом основании мы сможем выстраивать культурную экономику.
Фотографии: Петр Ковалев/ТАСС; Екатерина Чеснокова/РИА Новости (на анонсе) .