Найти в Дзене

Распределять или не распределять: о чем следует задуматься перед выплатой дивидендов

Оглавление

До 31 марта 2024 г. должны быть подведены итоги деятельности организации за 2023 г., и один из топовых вопросов - распределение прибыли (для удобства буду использовать "дивиденды").

Данное решение принимается собственником, участниками, акционерами в соответствии с корпоративными процедурами, прописанными в уставе и законодательстве.

По своей практике я сталкиваюсь с ситуациями, когда спустя время в силу тех или иных обстоятельств организация "уходит" в процедуру банкротства, и факт выплаты дивидендов может быть ретроспективно отменен или поставлен под сомнение. Рассмотрим такие случаи.

Прямое ограничение на выплату дивидендов

В соответствии с ч. 5 ст. 72, ч. 4 ст. 96 Закона "О хозяйственных обществах" дивиденды не могут быть выплачены, если хозяйственное общество приобретает или имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов.

С 1 октября 2023 г. формально не применяются показатели, устанавливающие неплатежеспособность (так называемые К1, К2, К3), однако, формулировка в Законе пока еще осталась.

С учетом того, что законодательство о банкротстве (урегулировании неплатежеспособности) с 1 октября 2023 г. изменилось, не совсем корректно будет ссылаться на уже недействующие положения при толковании выше указанной нормы.

Вместе с тем, данное ограничение направлено против злоупотреблений со стороны участников по выводу денежных средств и недопущению нарушению интересов кредиторов:

  • если у организации по итогам года убыток, то ни о какой выплате дивидендов речь не может идти;
  • если в результате выплаты дивидендов ухудшается положение кредиторов (например, в перспективе будет задолженность по налогам или просрочка по обязательствам (особенно по кредитному договору), часть имущества неликвидная и др.) и организация впоследствии не сможет рассчитаться со всеми кредиторами за счет денежных средств или всего имущества, либо очевидно, что процесс расчета с кредиторами может быть растянут на длительное время, и др.

Таким действиям будет дана негативная оценка в разрезе субсидиарной ответственности или даже уголовной (в зависимости от конкретных обстоятельств).

Но если оценка действий - это действие отдаленное, то более реальный вопрос - могут ли взыскать дивиденды "назад", т.е. обратно с участника в пользу выплатившего общества? Да, и на практике уже есть определенные механизмы.

Специальные основания для взыскания

В соответствии со ст. 88 Закона "Об урегулировании неплатежеспособности" суд по заявлению управляющего взыскивает уплаченный должником долг, уплата которого состоялась в течение одного года до начала производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), если лицо, которому денежные средства были выплачены, или должник не докажут, что должник в это время не был неплатежеспособным и не стал неплатежеспособным вследствие уплаты долга.

Таким образом, антикризисный управляющий в деле о банкротстве вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании с участника ранее выплаченных ему денежных средств в качестве дивидендов, а суд вправе удовлетворить такие требования при наличии оснований, предусмотренных ст. 88 Закона.

Одним из таких условий является срок - 1 год, который не восстанавливается заявителям по уважительным причинам. А значит если он пропущен, то суд откажет в удовлетворении иска.

Неосновательное обогащение

Но есть и случаи, когда дивиденды удавалось взыскать и по истечении 1 года.

Про это дело прочитала недавно у коллег в Telegram-канале "Кейсология" https://t.me/caseology_by:

с момента выплаты дивидендов прошло более 1 года, поэтому управляющий прибегнул к другому способу защиты - потребовал неосновательного обогащения с участника, получившего дивиденды. Отдельно следует отметить, что у самого должника отсутствовали документы, подтверждающие выплату дивидендов, и были вопросы с ведением бухгалтерского учета.

Неосновательное обогащение предполагает отсутствие гражданско-правового основания на приобретение имущества (денежных средств).

Суд по итогам дела сделал вывод, что решение о выплате дивидендов не было принято, а значит отсутствовали основания для перечисления денежных средств, в связи с чем взыскал с участника полученные денежные средства как неосновательное обогащение.

Главные выводы

  1. при выплате дивидендов - документы должны быть оформлены надлежащим образом в соответствии со всеми корпоративными процедурами, подписаны, проставлены печати. Это базовое правило.
  2. выплата дивидендов должна быть обоснована финансовым состоянием организации. Любые сомнения в платежеспособности должника должен опровергать участник, которому эти денежные средства были выплачены.

Я не устаю обращать внимание, что участнику следует сохранять документы, подтверждающие финансовое состояние организации (балансы - минимум), копии корпоративных документов, отчетов о деятельности организации, и др.