Найти в Дзене
Эпатаж в искусстве

Круговорот шедевров в искусстве. Как современные художники преобразили старинные произведения

Мона Лиза с длинными усами? А может, в виде чёрного квадрата? Проще простого! Ведь творения гениев, оказавшись в руках других гениальных мастеров, приобретают иное значение. 

Изопарафраз – так называют живописное или графическое произведение, созданное по мотивам картины другого художника.

Все помнят эту фразу «Новое - это давно забытое старое». Так и есть, новые изобретения лишь немного изменяются, а их основа по-прежнему идёт из глубины веков. 

Итак, перед нами легендарная картина Леонардо Да Винчи - Мона Лиза. Шедевр имеет всемирную славу, с ним связано большое количество историй, в конце концов, вокруг произведения летает множество загадок и споров. Неизменно то, что Джоконда остаётся самым ярким проявлением гениальности и мастерства. 

Леонардо да Винчи – Мона Лиза (Джоконда) 
1503-19, 77х53.  Фото высокого разрешения.
Леонардо да Винчи – Мона Лиза (Джоконда) 1503-19, 77х53. Фото высокого разрешения.

И, конечно, это произведение искусства не осталось незамеченным «главными нарушителями классических устоев». Сальвадор Дали представил публике своё представление Джоконды. На фотоколлаже он добавил свою главную изюминку на портрет, отчего мы сразу же можем отгадать, кто «преобразил» произведение. Из нежных женских рук вышли крупные и волосатые мужские, с горстью монет. Почему монет? Разгадка кроется в пристрастии сюрреалиста: 

Дали с гордостью носил прозвище "Деньголюб", придуманное ему Андре Бретоном - и не упускал случая напомнить о своей искренней и беззаветной любви к деньгам. 
Автопортрет в образе Моны Лизы - Сальвадор Дали 1954г. Фотоколлаж
Автопортрет в образе Моны Лизы - Сальвадор Дали 1954г. Фотоколлаж

Фотоколлаж был сделан для книги Сальвадора под названием «Усы Дали». Поскольку просто написать биографию о себе было слишком банально, творец решил посвятить целую книгу лишь одной, самой узнаваемой, части своего тела. 

Как ни странно, даже всеми известный Казимир Малевич, автор самой скандальной картины «Чёрный квадрат», также не прошёл мимо. На полотне мы можем увидеть целую композицию с несколькими шедеврами разных эпох. Малевич, словно подтверждая свой отход от классики и выход в пространство нового реализма, воспроизводит знаменитое полотно Леонардо да Винчи, которое «частично затмевают» перемещающиеся в пространстве геометрические плоскости и объемы. 

По рассказу самого Малевича, к губам Джоконды была приклеена сигарета, со временем утраченная. Эта знаковая деталь, конечно, тоже определяла ироническое отношение художника к шедевру.

Черный и белый прямоугольники, сопровождающие символ эпохи Ренессанса, в этом смысле как бы встают если и не вровень с ним, то не уступают ему по значимости. Действительно, они сразу обращают на себя внимание и в контексте воспринимаются такими же шедеврами, если не более, чем сама Джоконда, перечеркнутая красным.

Композиция с Джокондой («Частичное затмение»)
1914
Композиция с Джокондой («Частичное затмение») 1914

Знаменитый шедевр Леонардо Да Винчи «Джоконда» брали на вооружение целое множество авангардистов. Так Фернандо Ботеро в 1963-м году представил публике свое видение Моны Лизы. Толстые фигуры на полотнах - это фирменный почерк Ботеро, и к Джоконде он подходит даже очень кстати. Ее раздутый портрет как символ собственной важности модели. Однако образ женщины настолько отдалился от ее первичной загадочности и деликатности, что похож на пародию. 

 

Мона Лиза 1963г
Мона Лиза 1963г

И даже Рене Магритт , прославившийся тем, что его названия, на первый взгляд, вовсе не имеют никакого отношения к написанному произведению, не остался равнодушным к Джоконде. На полотне бесполезно искать лицо женщины. Эта работа иллюстрирует сравнение противоположностей — парадокс скрытия и раскрытия, а также контраст между естественным и искусственным, между внутренним и внешним. 

Магритт ставит под сомнение то значение, которое мы привыкли приписывать привычным объектам и явлениям, в частности — легендарной картине Да Винчи.
«Джоконда» 1960 г
«Джоконда» 1960 г

Возможно, эта выходка может показаться шуткой, а может быть, и очередной насмешкой, но композиция Энди Уорхол «30 лучше, чем одна» становится провокатором бесчисленного количества вопросов. 

«Тридцать лучше, чем одна» 1963 г
«Тридцать лучше, чем одна» 1963 г

Немного отходя от Леонардо Да Винчи, мы также можем обратить внимание на настоящее произведение искусства Диего Веласкеса под названием «Менины» 1656 года. На картине изображены обитатели королевского дворца Алькаскар.

Среди них - дочь монарха династии Габсбургов, инфанта Маргарита в окружении фрейлин, карликов-уродцев и других прислужников. На заднем плане изображён сам художник - Веласкес. 

«Менины» 1656 г
«Менины» 1656 г

На этот сюжет у знаменитого скандального кубиста Пабло Пикассо есть своё мнение. Даже мельком взглянув на произведения, можно понять разный подход художников к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. На полотне мы все так же можем заметить инфанту и ее свиту, как и самого художника. В отличие от «оригинала», картина Пикассо вышла горизонтальной, а метаморфозы персонажей создают новую реальность. Здесь больше неважно соотношение отчетливо видного переднего плана и приглушенных затененных пространств огромного ателье.

«Менины. По Веласкесу» 1957 г
«Менины. По Веласкесу» 1957 г

Основоположник импрессиониста - первого модернистского направления в истории европейской живописи - Эдуард Мане. Его знаменитая картина «Завтрак на траве» стала провокацией в 19-м веке, но уже к нашему времени устоялась как всеми признаваемая классика.

Выбор сюжета картины — двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе — вызвал полное непонимание и обвинения в декадентстве и плохом вкусе.

Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей. 

Зрителей шокировала то, что художник изобразил в своей работе не персонажей прошлого (в античности обнаженные люди не считались абсурдом), а их современников, да ещё представителей парижской богемы, к которой большинство буржуа испытывали откровенные презрение.  

Критик Робер Шено обвинил Мане во всех смертных грехах, в том числе и в том, «что он хочет добиться известности, шокируя буржуа».

«Завтрак на траве» 1863г
«Завтрак на траве» 1863г

Пабло Пикассо наградил «Завтрак на траве» новым смыслом, исполнив произведение в своём стиле. Это был как своеобразный эксперимент, "диалог сквозь века" с великим мастером европейского искусства.

«Завтрак на траве» (по Мане) 1960 г
«Завтрак на траве» (по Мане) 1960 г

Переосмысление пройденного, оживление старинных шедевров с помощью современного взгляда художников-авангардистов – это особый ритуал. Он помогает объединить прошлое и настоящее, увидеть свои истоки в сочетании с сегодняшним искусством, переосмыслить шедевр. 

И по сей день мастера разных стилей и мировоззрений продолжают создавать свои произведения искусства на основе истории. Каждое новое берёт своё начало в старом. 

А как вы относитесь к современным направлениям в искусстве? Помогают ли они лучше понимать человеческую сущность? 

❤️‍🔥Советую также прочесть мои статьи: