Наш рассказ - о Евгении Степановиче Петрове, об одном из первых генерал-майоров артиллерии, получивших это звание в июне 1940 года. Сведений о нем немного. Наград у него тоже практически нет. За годы войны Петров был удостоен всего одной медали - «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Причина будет понятна по ходу нашего рассказа. Когда Е.С. Петров стал генералом, в газете была опубликована его фотография, в числе других артиллеристов, удостоенных генеральских званий. За несколько месяцев до начала войны он был назначен начальником Смоленского артиллерийского училища.
Евгений Петров родился 14 октября 1898 года в г. Нижнем Новгороде. Окончил Александровское военное училище. С июня 1916 года младшим офицером участвовал в Первой мировой войне, был ранен, имел боевые награды. С января 1919 года – в Красной Армии, служил в артиллерии, участвовал в гражданской войне. После окончания высшей артиллерийской школы командного состава РККА проходил военную службу командиром дивизиона, начальником артиллерии стрелкового корпуса, преподавал артиллерийскую науку на курсах усовершенствования командного состава Красной Армии.
В феврале 1941 года состоялось назначение генерала Е.С. Петрова начальником Смоленского артиллерийского училища.
В первые дни войны В июне-июле 1941 года училище было эвакуировано в небольшой уральский город Ирбит Свердловской области. Перед этим был произведен выпуск курсантов второго курса, которых сразу же направили в действующие артиллерийские части. Весь личный состав училища под бомбежками погрузили в эшелоны вместе с учебно-боевыми орудиями (122 и 152 – мм гаубицы), средствами тяги, приборами и др.
Главный учебный корпус разместили в Ирбите в торговом пассаже. Народный артист СССР Евгений Весник, в 1942 году - курсант этого училища, вспоминал, что занимались они основательно и напряженно, по 12-14 часов в сутки.
22 мая 1943 года генерал Петров был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и участии в антисоветском военном заговоре. Он числился не вполне благонадежным с 1937 года, был тогда исключен из партии за то, что давал положительную характеристику "впоследствии разоблаченному троцкисту Хмелевскому". Это квалифицировалось как "связь с врагом народа". В 39-м году его восстановили в партии, в 40-м присвоили генеральское звание, но полностью подозрения сняты не были.
Надо сказать, что под каток массовых репрессий попало немало военных артиллеристов с дореволюционным стажем. Самые известные из них - дивизионный инженер (с 1942 г. - генерал-майор) Иван Платонович Граве - основатель отечественной школы баллистики, изобретатель ракетного вооружения (арестовывался трижды - в 1931, 1938 и 1952 гг.); генерал-майор артиллерии Петр Августович Гельвих - основоположник русской школы теории артиллерийской стрельбы (арестовывался - 4 раза). О нем можно прочесть ЗДЕСЬ:
Несколько военачальников-артиллеристов арестовали уже после начала войны. Так, 19 июня 1941 года был подвергнут аресту и в октябре того же года расстрелян заместитель начальника Главного артиллерийского управления генерал-майор артиллерии Георгий Косьмич Савченко. Среди арестованных числится еще один Петров, преподаватель Артиллерийской академии. Генерал-майор Макарий Иванович Петров был арестован через неделю после начала войны - 30 июня 1941 года. Признательных показаний в контрреволюционной деятельности не дал. На основании постановления Особого совещания при НКВД СССР расстрелян 23 февраля 1942 года.
Чудом избежал расстрела начальник Лепельского артиллерийско-минометного училища генерал-майор Борис Робертович Терпиловский. В декабре 1941 года он был осужден к ВМН военным трибуналом Сибирского военного округа, но затем помилован. Президиум Верховного Совета СССР заменил ему расстрел на 10 лет лагерей, с отсрочкой исполнения приговора и отправкой на фронт (о его деле расскажу в следующий раз).
Герой нашего рассказа - Евгений Степанович Петров, был арестован в мае 1943 года. В это время аресты генералов носили уже единичный характер. Его вину органы безопасности усмотрели в "недооценке переломного значения Сталинградской битвы и ее непартийном анализе" на одном из служебных совещаний[1].
"Преступные" действия генерала Петрова были квалифицированы по трем статьям УК РСФСР - 58-1б (измена родине), 58-10, ч. 2 (антисоветская агитация) и 58-11 (участие в контрреволюционной организации).
До суда Е.С. Петров провел в заключении более 9 лет. Военной Коллегией Верховного Суда СССР 28 марта 1952 года две статьи были исключены, как вмененные Петрову необоснованно. Однако "антисоветскую агитацию" оставили и определили ему по этой статье максимальный срок - лишение свободы на 25 лет. Этот громадный срок генерал Петров получил также за слова, произнесенные в беседе с сослуживцами после битвы под Москвой о том, что немцы еще "восполнят свои потери, после чего они еще будут сильными и надо с ними считаться". Предвидение Петрова было верным, но эти слова в следственном деле приобрели обвинительную окраску - "сеял неверие в победу Советской Армии". Так и записано - "Советской". Хотя в годы войны наша армия называлась "Красной". Следовательно сочиняли все эти обвинения уже после войны. Сюда же добавили уже упомянутый "непартийный анализ Сталинградской битвы". Однако в чем конкретно его усмотрели - неясно. Ни одного доказательства в подтверждение виновности Петрова по статье 58-10 ч. 2 УК РСФСР в деле не приведено. Сам подсудимый заявил в суде, что не раз высказывал свое мнение по различным военным вопросам, которое не всегда соответствовало официальным оценкам тех или иных событий, но антисоветского умысла не имел.
23 июля 1953 года заключение Главной военной прокуратуры по делу Е.С. Петрова было рассмотрено Военной коллегией. В определении суда указано что высказывания Петрова хотя и являлись нездоровыми, но по своему содержанию их нельзя признать антисоветскими. Кроме того отмечалось, что следствие по делу Петрова велось необъективно, ему необоснованно предъявлялось обвинение в совершении более тяжкого преступления – участие в антисоветском военном заговоре. На этом основании приговор в отношении Е.С. Петрова был отменен по вновь открывшимся обстоятельствам и дело прекращено.
29 июля 1953 года генералу Петрову вручили справку о реабилитации. Тогда же он был направлен в распоряжение Главного управления кадров Министерства Обороны СССР, а 26 октября того же года уволен в запас по болезни.
Евгений Степанович Петров скончался 25 ноября 1956 года.
[1] Архив Военной коллегии, судебное производство №0016/52