Где: Музей Тропинина
Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1
До: 26 мая 2024
Эпиграфом к выставке могут служить слова А.С. Пушкина: «куда не досягает меч законов, туда достигает бич сатиры». Выставка небольшая, всего 41 произведение из коллекции музея. На мой взгляд, очень интересно проследить, что высмеивали художники в XIX веке, смешно ли нам это сегодня, или вообще не понятно.
Сюжеты, связанные с Отечественной войной 1812 года, ясны и нам с вами, живущим в XXI веке.
Неужели тяжел народ столь русской,
Чтоб мог один Козак тянуть Союз Французской;
Такой в нём тяжести хоть нет,
но грудь тверда во брани,
Защита им есть Бог, влагающ меч во длани.
Героическая твердость восьмидесятилетнего старца, притворявшегося глухим для спасения своих товарищей. Случившееся в подмосковной деревне Планковой.
- Валя ваша. батюшка, не слышу, я крепок на ухо, извольте сказать погромче. Ась?
Если французы не скакали так как крысы, то не попали бы в мышеловку к Василисе.
Наполеон занимается прожектами снарядов для будущей кампании своей противу русских.
1. Верфь для строения коньков. 2. Верфь для строения салазок. 3. Премудро изобретенная Наполеоном кишка водопроводная для доставления войскам воды за милю расстояния. 4. Чертеж коньков и салазок, т.е. удобнейших военных повозок для Наполеоновской армии, предлагаемый ему на высочайшее его рассмотрение. 5. Слава сего великого завоевателя и прожектёра, увенчивающая его дурацким колпаком.
Обратите внимание на следующую акварель, ведь ее автор – Алексей Гаврилович Венецианов, которого мы знаем как основоположника “крестьянского жанра” в русской живописи XIX века, автора картин “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”.
На выставке представлено более 10 работ Рудольфа Казимировича Жуковского, художника, известного своими иллюстрациями к “Коньку-горбунку” П.П.Ершова и басням И.А.Крылова.
- Ужас, что за талия! Шнип-то у неё, шнип! А голова! Будто из кибитки выглядывает! Как грациозна, прелесть!
Здесь уже для нас нужны объяснения: шнип - это нижний, заостренный край лифа, спускающийся на юбку, иногда довольно низко.
Акварель связана с появлением "воздушного парового экипажа" Ариэль, на модель которого в 1842 г. получили патент англичане Уильям Хенсон и Джон Стрингфеллоу. Шестиметровая модель планера-самолета была построена в 1843 году. Владельцы проекта в рекламе обещали, что их изобретение доставит желающих до Индии всего за четыре дня.
Пройдут перед вами типажи, которых в наше время уже не увидишь.
- Наше вам Сидор Терентич, все ли вы слава Богу?...
- Слава Богу…То и слава Богу.
-То и слава Богу, Анисим Кузьмич и т.д.
Художник А.П. Сапожников сделал 50 юмористических и одновременно документально точных картин быта жителей Петербурга XIX века, к которым он предложил написать текст В.И. Далю. Получилась повесть о бездельнике, возомнившем себя музыкантом-виртуозом.
В конце 1842 г. В. И. Даль сообщал С. П. Шевыреву: "Мы вдвоем с А. П. Сапожниковым готовим шутку: он сделал наперед 50 картин, на меди, превосходно очерченных, мастерская работа – величиной больше почтового полулиста; а я после написал к ним пояснение в роде повести: похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета: жизнь мнимого художника, музыканта, который невпопад пустился в Гении. Издание стоит дорого; картины превосходны – не знаю как пойдет"
Для публикации В.И.Даль взял псевдоним Луганский.
В.Г. Белинский писал об этой книге: «г. Луганскому предстоял труд угадать поэтический смысл этих картинок и написать к ним текст, словно либретто к готовой уже опере...».
Наверное, первый художник, который вспоминается, когда речь идет о сатире в русской живописи XIXвека – Павел Федотов. Перед глазами сразу встают его картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». На выставке представлена картина “Вдовушка”, имеющая к сатире весьма опосредованное отношение. Это история сестры художника, оставшейся после смерти мужа беременной и без средств к существованию.
Есть несколько вариантов данной картины, один из них находится в Третьяковской галерее. Молодая женщина облокотилась на комод, где стоит портрет ее безвременно ушедшего мужа – красавца гусара. Именно на картине из фондов музея Тропинина портрет мужа вдовушки – это автопортрет Павла Федотова. Художник, никогда не имевший семьи, прощается с мечтой о супружестве, как вдовушка прощается с прежней счастливой жизнью. В комнате мебель с ярлыками – все предметы описали, чтобы конфисковать за долги, как и квартиру, бывшее семейное гнездышко. У вдовы осталась только маленькая корзинка с посудой и прочим скарбом, стоящая возле кровати.
Можно долго изучать детали картины К. Шульца “Подмастерье-столяр просит руку дочери своего мастера” и размышлять, как юный франт разжился фраком и цилиндром, что именно означает жест отца, сбудутся ли надежды девушки выйти замуж.
Сборы на бал в купеческом доме мне напомнили утренние сборы в детский сад.
Чудесным дополнением к картинам стали фарфоровые фигурки.
Завершается экспозиция сюжетом для всех понятным.
- Удивительно, как всё вздорожало нынче! … гардероб моей жены стоит мне около тысячи; а гардероб Нины, еще году нет как я с ней познакомился, стоит мне уже пять!
В Музее Тропинина сейчас проходят еще две выставки, о которых я писала ранее “Учитель и ученик” и “Абрамцево. Искусство или жизнь?”, уверена, что каждый посетитель найдет то, что будет созвучно его душе.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#музейТропинина #Бичсатиры #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты