Найти тему

"Бич сатиры" - новая выставка в музее Тропинина

Где: Музей Тропинина

Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1

До: 26 мая 2024

Эпиграфом к выставке могут служить слова А.С. Пушкина: «куда не досягает меч законов, туда достигает бич сатиры». Выставка небольшая, всего 41 произведение из коллекции музея. На мой взгляд, очень интересно проследить, что высмеивали художники в XIX веке, смешно ли нам это сегодня, или вообще не понятно.

Сюжеты, связанные с Отечественной войной 1812 года, ясны и нам с вами, живущим в XXI веке.

Теребенев И.И. (1780-1815). Весы правосудия. 1812-1815 Бумага, акварель, офорт
Теребенев И.И. (1780-1815). Весы правосудия. 1812-1815 Бумага, акварель, офорт

Неужели тяжел народ столь русской,

Чтоб мог один Козак тянуть Союз Французской;

Такой в нём тяжести хоть нет,

но грудь тверда во брани,

Защита им есть Бог, влагающ меч во длани.

Теребенев М.И. (1795-1864) Героическая твердость старца. 1812-1815 Бумага, акварель
Теребенев М.И. (1795-1864) Героическая твердость старца. 1812-1815 Бумага, акварель

Героическая твердость восьмидесятилетнего старца, притворявшегося глухим для спасения своих товарищей. Случившееся в подмосковной деревне Планковой.

- Валя ваша. батюшка, не слышу, я крепок на ухо, извольте сказать погромче. Ась?

Теребенев И.И. (1780-1815) Старостиха Василиса и французы. Бумага, акварель, офорт
Теребенев И.И. (1780-1815) Старостиха Василиса и французы. Бумага, акварель, офорт

Если французы не скакали так как крысы, то не попали бы в мышеловку к Василисе.

Теребенев И.И. (1780-1815) Наполеон с проектами снарядов. 1812-1815. Бумага, эстамп
Теребенев И.И. (1780-1815) Наполеон с проектами снарядов. 1812-1815. Бумага, эстамп

Наполеон занимается прожектами снарядов для будущей кампании своей противу русских.

1. Верфь для строения коньков. 2. Верфь для строения салазок. 3. Премудро изобретенная Наполеоном кишка водопроводная для доставления войскам воды за милю расстояния. 4. Чертеж коньков и салазок, т.е. удобнейших военных повозок для Наполеоновской армии, предлагаемый ему на высочайшее его рассмотрение. 5. Слава сего великого завоевателя и прожектёра, увенчивающая его дурацким колпаком.

Обратите внимание на следующую акварель, ведь ее автор – Алексей Гаврилович Венецианов, которого мы знаем как основоположника “крестьянского жанра” в русской живописи XIX века, автора картин “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”.

Венецианов А.Г.  (1780-1847) Чем победил его  Нагайкой. 1812-1847. Бумага, акварель, офорт
Венецианов А.Г. (1780-1847) Чем победил его Нагайкой. 1812-1847. Бумага, акварель, офорт

На выставке представлено более 10 работ Рудольфа Казимировича Жуковского, художника, известного своими иллюстрациями к “Коньку-горбунку” П.П.Ершова и басням И.А.Крылова.

Жуковский Р.К. (1814-1866) Критика
Жуковский Р.К. (1814-1866) Критика

- Ужас, что за талия! Шнип-то у неё, шнип! А голова! Будто из кибитки выглядывает! Как грациозна, прелесть!

Здесь уже для нас нужны объяснения: шнип - это нижний, заостренный край лифа, спускающийся на юбку, иногда довольно низко.

Жуковский Р.К. (1814-1866) Возвращение воздухоплавательной машины из Бомбея, через Калугу, в Лондон. 1842-1843 Бумага, автолитография, акварель
Жуковский Р.К. (1814-1866) Возвращение воздухоплавательной машины из Бомбея, через Калугу, в Лондон. 1842-1843 Бумага, автолитография, акварель

Акварель связана с появлением "воздушного парового экипажа" Ариэль, на модель которого в 1842 г. получили патент англичане Уильям Хенсон и Джон Стрингфеллоу. Шестиметровая модель планера-самолета была построена в 1843 году. Владельцы проекта в рекламе обещали, что их изобретение доставит желающих до Индии всего за четыре дня.

Пройдут перед вами типажи, которых в наше время уже не увидишь.

Жуковский Р.К. (1814-1866)  Два купца. 1842-1843 Бумага, автолитография, акварель
Жуковский Р.К. (1814-1866) Два купца. 1842-1843 Бумага, автолитография, акварель

- Наше вам Сидор Терентич, все ли вы слава Богу?...

- Слава Богу…То и слава Богу.

-То и слава Богу, Анисим Кузьмич и т.д.

Жуковский Р.К. (1814-1866) Разносчик кошечной говядины1842-1843 Бумага, автолитография, акварель
Жуковский Р.К. (1814-1866) Разносчик кошечной говядины1842-1843 Бумага, автолитография, акварель

Художник А.П. Сапожников сделал 50 юмористических и одновременно документально точных картин быта жителей Петербурга XIX века, к которым он предложил написать текст В.И. Далю. Получилась повесть о бездельнике, возомнившем себя музыкантом-виртуозом.

Сапожников А.П. (1795-1855) Лист из альбома Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета.
Сапожников А.П. (1795-1855) Лист из альбома Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета.

В конце 1842 г. В. И. Даль сообщал С. П. Шевыреву: "Мы вдвоем с А. П. Сапожниковым готовим шутку: он сделал наперед 50 картин, на меди, превосходно очерченных, мастерская работа – величиной больше почтового полулиста; а я после написал к ним пояснение в роде повести: похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета: жизнь мнимого художника, музыканта, который невпопад пустился в Гении. Издание стоит дорого; картины превосходны – не знаю как пойдет"

Сапожников А.П. (1795-1855) Лист из альбома Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета. 1844
Сапожников А.П. (1795-1855) Лист из альбома Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета. 1844

Для публикации В.И.Даль взял псевдоним Луганский.

В.Г. Белинский писал об этой книге: «г. Луганскому предстоял труд угадать поэтический смысл этих картинок и написать к ним текст, словно либретто к готовой уже опере...».

Сапожников А.П. (1795-1855) Лист из альбома Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета. 1844
Сапожников А.П. (1795-1855) Лист из альбома Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета. 1844

Наверное, первый художник, который вспоминается, когда речь идет о сатире в русской живописи XIXвека – Павел Федотов. Перед глазами сразу встают его картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». На выставке представлена картина “Вдовушка”, имеющая к сатире весьма опосредованное отношение. Это история сестры художника, оставшейся после смерти мужа беременной и без средств к существованию.

Федотов П.А. (1815-1852) Вдовушка. 1851-1852 Холст, масло
Федотов П.А. (1815-1852) Вдовушка. 1851-1852 Холст, масло

Есть несколько вариантов данной картины, один из них находится в Третьяковской галерее. Молодая женщина облокотилась на комод, где стоит портрет ее безвременно ушедшего мужа – красавца гусара. Именно на картине из фондов музея Тропинина портрет мужа вдовушки – это автопортрет Павла Федотова. Художник, никогда не имевший семьи, прощается с мечтой о супружестве, как вдовушка прощается с прежней счастливой жизнью. В комнате мебель с ярлыками – все предметы описали, чтобы конфисковать за долги, как и квартиру, бывшее семейное гнездышко. У вдовы осталась только маленькая корзинка с посудой и прочим скарбом, стоящая возле кровати.

Шульц К.К. (1823-1876) Подмастерье-столяр просит руку дочери своего мастера 1856 Холст, масло
Шульц К.К. (1823-1876) Подмастерье-столяр просит руку дочери своего мастера 1856 Холст, масло

Можно долго изучать детали картины К. Шульца “Подмастерье-столяр просит руку дочери своего мастера” и размышлять, как юный франт разжился фраком и цилиндром, что именно означает жест отца, сбудутся ли надежды девушки выйти замуж.

Неизвестный художник. Сборы на бал в купеческом доме
Неизвестный художник. Сборы на бал в купеческом доме

Сборы на бал в купеческом доме мне напомнили утренние сборы в детский сад.

Чудесным дополнением к картинам стали фарфоровые фигурки.

Завершается экспозиция сюжетом для всех понятным.

Неизвестный литограф. Маленькая ошибка в большом счете. 1842 Бумага, литография
Неизвестный литограф. Маленькая ошибка в большом счете. 1842 Бумага, литография

- Удивительно, как всё вздорожало нынче! … гардероб моей жены стоит мне около тысячи; а гардероб Нины, еще году нет как я с ней познакомился, стоит мне уже пять!

В Музее Тропинина сейчас проходят еще две выставки, о которых я писала ранее “Учитель и ученик” и “Абрамцево. Искусство или жизнь?”, уверена, что каждый посетитель найдет то, что будет созвучно его душе.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#музейТропинина #Бичсатиры #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты