Где: Музей Тропинина
Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1
До: 25 февраля 2024
О Выставке:
В музее Тропинина открылась выставка, посвященная подмосковной усадьбе Абрамцево и абрамцевскому художественному кружку. Я предлагаю вспомнить, что Абрамцево было не только художественным центром, но и литературным. В 1843 г. Абрамцево приобрел писатель С. Т. Аксаков, создавший здесь свои лучшие произведения, в том числе и сказку “Аленький цветочек”. При Аксакове усадьбу посещали писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин. Когда у Аксакова гостил Гоголь, он вставал на рассвете, собирал в лесу белые грибы, а затем втыкал их в землю поближе к тропинкам, по которым ходил Аксаков. Дело в том, что у Аксакова с возрастом ухудшилось зрение, и тайная помощь Гоголя позволяла быстро набрать полную корзину грибов, чему Аксаков искренне радовался.
В 1870 г. Абрамцево покупает железнодорожный промышленник, художественный и театральный деятель Савва Мамонтов, которого современники называли Саввой Великолепным и московским Медичи. В имении Мамонтова гостили Илья Репин, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Василий Поленов, Василий Суриков, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Михаил Врубель.
У каждого в усадьбе было свое ласковое имя или прозвище: Поленов — Базиль, или Дон Базилио, его сестра Елена — Лиля, скульптор Антокольский — Мордух, Серов — Тоша, Коровин — Костенька.
На картинах знакомых нам с детства изображены члены семьи Мамонтова: дочь Вера — "Девочка с персиками" Серова, сына Андрей — Алеша Попович в "Богатырях" Васнецова, сын Всеволода — "Демон" Врубеля. И даже конь Алеши Поповича — это любимый жеребец главы семейства по кличке Лис.
Савва Мамонтов и сам был не просто меценатом, он пел басом, причем дорос до стажировки в Миланской опере, правда, на профессиональную сцену так и не вышел, лепил скульптуры, преуспел он в керамике, писал стихи, оперные либретто, водевили, комедии, мистерии.
Несколько раз в год силами «абрамцевского кружка» Мамонтов-режиссер ставил любительские спектакли, которые по качеству костюмов не уступали Императорским театрам.
В какой-то момент Савва захотел создать профессиональную сцену — "Частную оперу", в которой, станут исполнять произведения русских композиторов. Открытие состоялось 9 января 1885 года "Русалочкой" Александра Даргомыжского. Сначала представления называли "любительским спектаклем в очень богатом доме". Однако, когда второй сезон начался "Снегурочкой" Римского-Корсакова, мнение изменилось, говорили, что получилось даже лучше, чем в Петербурге. Дирижером пригласили Сергея Рахманинова. Именно Савва Мамонтов открыл миру Шаляпина. Авторами декораций были Поленов, Васнецов, Врубель, Коровин.
В 1889 году в усадьбе была создана художественная мастерская для возрождения русской майолики — изделий из цветной обожженной глины, покрытых непрозрачной глазурью. Михаил Врубель — художник большого декоративного таланта поднимает это ремесло до уровня настоящего искусства. Позже Савва Мамонтов построил в Москве завод по производству майолики, перенеся керамическую мастерскую из усадьбы. На заводе были созданы керамические панно, украшающие гостиницу Метрополь, в т.ч. знаменитая врубелевская «Принцесса Греза». По эскизу В. М. Васнецова были созданы майоликовые фризы на фасаде Третьяковской галереи.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 году С. И. Мамонтов был награжден золотой медалью, как производитель майоликовых изделий, а Михаил Врубель получил золотую медаль за свои майоликовые работы, как художник — за камин «Встреча Вольги с Микулой Селяниновичем», и за скульптуры по сюжетам опер.
Имя художницы Елены Поленовой остается в тени славы ее брата Василия Поленова, хотя ее творчество заслуживает внимания. Елена Поленова стояла у истоков русского неоромантического стиля. Девушка собралась замуж за врача, с которым познакомилась, работая в госпитале во время русско-турецкой войны, но ее родители были категорически против этого брак, свадьба не состоялась. Елена решила посвятить жизнь общественной деятельности и искусству. Вместе с женой Саввы Мамонтова Елена ездила по деревням, собирая народные костюмы, бытовую утварь, полотенца и скатерти. В столярной мастерской по ее эскизам создавали уникальную мебель.
Необычна и архитектура усадьбы. Виктор Васнецов во время пребывания в Абрамцево не только писал картины на сказочные сюжеты, но и спроектировал для детей Саввы Мамонтова необычную парковую беседку — настоящий домик Бабы-яги. Ее поставили в парке в 1883 году. Бревенчатый сруб избушки установлен на небольших сосновых пнях, напоминающих подклеты традиционных северных изб, фронтоны украшены резными совами и летучими мышами.
Идея строительства церкви в Абрамцево принадлежала жене Саввы Мамонтова — Елизавете. Первоначальный проект будущего храма разработал Василий Поленов, однако поленовский проект показался Мамонтовым тяжеловесным, и работу над чертежами продолжил Виктор Васнецов. Он изменил пропорции здания и поменял местами северный и южный фасады — так церковь стала светлее и изящнее.
Если вдруг вы еще не были в усадьбе Абрамцево, надеюсь, я убедила Вас, что Вам предстоит очень интересная поездка. Совершить ее, конечно, лучше летом, а пока можно сходить на выставку в музей Тропинина. Там всегда очень радушно принимают посетителей.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#МузейТропинина #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Абрамцево