Где: Музей Тропинина
Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1
До: 31 марта 2024
О Выставке:
Камерная выставка “Учитель и ученик” открыта в одном из самых уютных музеев в центре Москвы – музее Тропинина. Выставка посвящена становлению и развитию русской школы живописи в Императорской Академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В одной из предыдущих статей я уже писала об обучении в Императорской Академии художеств.
Кураторы выставки очень удачно представили обе школы в виде генеалогических деревьев.
Первыми учителями отечественных художников были иностранцы. На выставке представлены работы француза Луи Карвака, придворного художника Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Иоганна-Баттиста Лампи-старшего, австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины Великой.
У Иоганна-Баттиста Лампи-старшего брал уроки живописи Владимир Лукич Боровиковский. Дело в том, что когда он приехал в Санкт-Петербург, ему было уже за 30 лет, в Академию его не приняли, по тем временам это был уже очень солидный возраст. Родом Боровиковский из Миргорода, он был иконописцем. Когда Екатерина II отправилась в свою знаменитую поездку в Крым, для одного из дворцов, где она должна была остановиться, Боровиковскому заказали расписать два панно. На одном художник изобразил Екатерину II, дающую наказ мудрецам из Греции, а на втором - Петра I в роли пахаря, и Екатерину Великую, сеющую за ним. Екатерине Великой панно понравились, и она велела художнику приехать в Петербург, так Боровиковский оказался при дворе.
Учился у И.Б.Лампи-старшего и Дмитрий Григорьевич Левицкий, наш великий портретист, автор парадных портретов Екатерины Великой. Но его главным учителем, у которого он не только учился, но и жил в доме был Алексей Петрович Антропов.
У Д.Г.Левицкого обучался искусству живописи Степан Семенович Щукин, который в свою очередь стал учителем Василия Андреевича Тропинина.
Тропинин, которого за яркость красок называли “русским Тицианом” был крепостным художником графа Маркова. Он получил мальчика-художника в качестве приданого будущей жены (вместе с платьями, драгоценностями, посудой и мебелью), и на протяжении многих лет отказывался давать ему вольную. Марков отправил юного Василия Тропинина учиться в Петербург, но не живописи, а кондитерскому делу. Уже в те времена кондитеры не только пекли, но и создавали на тортах фигуры животных и даже людей, граф решил, что нашел хорошее применение таланту своего крепостного. В те времена уроки рисования в Императорской Академии художеств могли посещать все желающие независимо от сословия, так крепостной художник стал вольнослушателем Академии. Вольную грамоту Тропинин получил только в 48 лет в качестве пасхального подарка, его жена и дети при этом остались крепостными. Жена художника Анна изначально крепостной не была, он стала рабой выйдя замуж, по закону «идущая замуж за раба сама рабой становится».
Именно Василий Андреевич Тропинин был одним из инициаторов организации Училища живописи, ваяния, и зодчества в Москве, ныне это Российская Академия живописи, ваяния и зодчества в доме Юшкова на Мясницкой улице.
Владимир Егорович Маковский первые уроки живописи получил у своего отца, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Е.И.Маковского и от В.А.Тропинина.
В начале 20 века руководил пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Аполлинарий Михайлович Васнецов, младший брат художника Виктора Васнецова.
На выставке представлен этюд Левитана. Одним из учителей Левитана был В.Д.Поленов.
В одной из предыдущих статей я писала о выставке неизвестных художников в Музее русского импрессионизма. Посмотрите, какая прекрасная работа неизвестного художника начала XIX века.
Как обычно, завершаю обзор своим фаворитом этой выставки. Это картина кисти Петра Захаровича Захарова-Чеченца, художника необычной и грустной судьбы. В трехлетнем возрасте чеченского осиротевшего мальчика забрал к себе казак Захаров (отсюда имя и отчество художника, своего настоящего имени он не помнил). Подросшего Петра взял на воспитание генерал П.Н.Ермолов В 1833 году Петра Захарова зачислили в Петербургскую академию художеств, устав Академии не позволял принимать «инородцев», поэтому он был принят вольнослушателем. Став художником, он стал подписывать свои картины «Захаров из чеченцев», «Захаров-Чеченец» или «Захаров-Дадаюртский» (по названию чеченского аула, где его нашли). Он был очень талантливым портретистом, но судьба отмерила ему всего 30 лет жизни.
Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность сотрудникам музея Тропинина за радушный прием. Встречают экскурсантов по-домашнему, это очень приятно.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#МузейТропинина #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Учительи ученик