Найти тему

Учитель и ученик. Традиция в русской школе живописи

Где: Музей Тропинина

Адрес: Щетининский пер, 10, стр.1

До: 31 марта 2024

Тропинин В.А. 1780-1857 Девушка с горшком роз 1850
Тропинин В.А. 1780-1857 Девушка с горшком роз 1850

О Выставке:

Камерная выставка “Учитель и ученик” открыта в одном из самых уютных музеев в центре Москвы – музее Тропинина. Выставка посвящена становлению и развитию русской школы живописи в Императорской Академии художеств и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В одной из предыдущих статей я уже писала об обучении в Императорской Академии художеств.

Кураторы выставки очень удачно представили обе школы в виде генеалогических деревьев.

-2

Первыми учителями отечественных художников были иностранцы. На выставке представлены работы француза Луи Карвака, придворного художника Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Иоганна-Баттиста Лампи-старшего, австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины Великой.

Иоганн-Баттист Лампи-старший 1751-1830 Портрет Петра Васильевича Завадского
Иоганн-Баттист Лампи-старший 1751-1830 Портрет Петра Васильевича Завадского
Луи Каравак 1684-1754 Портрет принцессы Анны Леопольдовны (?) со звездой и лентой ордена Св.Екатерины 1730-е
Луи Каравак 1684-1754 Портрет принцессы Анны Леопольдовны (?) со звездой и лентой ордена Св.Екатерины 1730-е

У Иоганна-Баттиста Лампи-старшего брал уроки живописи Владимир Лукич Боровиковский. Дело в том, что когда он приехал в Санкт-Петербург, ему было уже за 30 лет, в Академию его не приняли, по тем временам это был уже очень солидный возраст. Родом Боровиковский из Миргорода, он был иконописцем. Когда Екатерина II отправилась в свою знаменитую поездку в Крым, для одного из дворцов, где она должна была остановиться, Боровиковскому заказали расписать два панно. На одном художник изобразил Екатерину II, дающую наказ мудрецам из Греции, а на втором - Петра I в роли пахаря, и Екатерину Великую, сеющую за ним. Екатерине Великой панно понравились, и она велела художнику приехать в Петербург, так Боровиковский оказался при дворе.

Боровиковский В.Л. Портрет А.А.Константинова Не позднее 1808
Боровиковский В.Л. Портрет А.А.Константинова Не позднее 1808
Боровиковский В.Л. 1757-1825 Портрет Варвары Андреевны Томиловой
Боровиковский В.Л. 1757-1825 Портрет Варвары Андреевны Томиловой

Учился у И.Б.Лампи-старшего и Дмитрий Григорьевич Левицкий, наш великий портретист, автор парадных портретов Екатерины Великой. Но его главным учителем, у которого он не только учился, но и жил в доме был Алексей Петрович Антропов.

Левицкий Д.Г. 1735 - 1822 Портрет Александра Васильевича Суворова 1786
Левицкий Д.Г. 1735 - 1822 Портрет Александра Васильевича Суворова 1786
Антропов А.П. 1716-1795 Портрет неизвестного в красном кафтане 1760-е
Антропов А.П. 1716-1795 Портрет неизвестного в красном кафтане 1760-е

У Д.Г.Левицкого обучался искусству живописи Степан Семенович Щукин, который в свою очередь стал учителем Василия Андреевича Тропинина.

Щукин С.С. 1762-1828 Портрет императора Пала I
Щукин С.С. 1762-1828 Портрет императора Пала I

Тропинин, которого за яркость красок называли “русским Тицианом” был крепостным художником графа Маркова. Он получил мальчика-художника в качестве приданого будущей жены (вместе с платьями, драгоценностями, посудой и мебелью), и на протяжении многих лет отказывался давать ему вольную. Марков отправил юного Василия Тропинина учиться в Петербург, но не живописи, а кондитерскому делу. Уже в те времена кондитеры не только пекли, но и создавали на тортах фигуры животных и даже людей, граф решил, что нашел хорошее применение таланту своего крепостного. В те времена уроки рисования в Императорской Академии художеств могли посещать все желающие независимо от сословия, так крепостной художник стал вольнослушателем Академии. Вольную грамоту Тропинин получил только в 48 лет в качестве пасхального подарка, его жена и дети при этом остались крепостными. Жена художника Анна изначально крепостной не была, он стала рабой выйдя замуж, по закону «идущая замуж за раба сама рабой становится».

Тропинин В.А. 1780-1857 Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль 1844
Тропинин В.А. 1780-1857 Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль 1844

Именно Василий Андреевич Тропинин был одним из инициаторов организации Училища живописи, ваяния, и зодчества в Москве, ныне это Российская Академия живописи, ваяния и зодчества в доме Юшкова на Мясницкой улице.

Тропинин В.А. 1780-1857 Кружевница Девушка, плетущая кружева 1830-е
Тропинин В.А. 1780-1857 Кружевница Девушка, плетущая кружева 1830-е

Владимир Егорович Маковский первые уроки живописи получил у своего отца, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Е.И.Маковского и от В.А.Тропинина.

Маковский В.Е. 1846-1920 Сидящая девочка 1915
Маковский В.Е. 1846-1920 Сидящая девочка 1915

В начале 20 века руководил пейзажным классом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества Аполлинарий Михайлович Васнецов, младший брат художника Виктора Васнецова.

Васнецов А.М. 1856-1933 Этюд из серии Облака
Васнецов А.М. 1856-1933 Этюд из серии Облака

На выставке представлен этюд Левитана. Одним из учителей Левитана был В.Д.Поленов.

Левитан И.И. 1860-1900 Баржи на Волге. Этюд Начало XX
Левитан И.И. 1860-1900 Баржи на Волге. Этюд Начало XX
Поленов В.Д. 1844-1927 Осень. Ока. Этюд
Поленов В.Д. 1844-1927 Осень. Ока. Этюд

В одной из предыдущих статей я писала о выставке неизвестных художников в Музее русского импрессионизма. Посмотрите, какая прекрасная работа неизвестного художника начала XIX века.

Неизвестный художник Портрет старика-нищего Первая половина XIX
Неизвестный художник Портрет старика-нищего Первая половина XIX

Как обычно, завершаю обзор своим фаворитом этой выставки. Это картина кисти Петра Захаровича Захарова-Чеченца, художника необычной и грустной судьбы. В трехлетнем возрасте чеченского осиротевшего мальчика забрал к себе казак Захаров (отсюда имя и отчество художника, своего настоящего имени он не помнил). Подросшего Петра взял на воспитание генерал П.Н.Ермолов В 1833 году Петра Захарова зачислили в Петербургскую академию художеств, устав Академии не позволял принимать «инородцев», поэтому он был принят вольнослушателем. Став художником, он стал подписывать свои картины «Захаров из чеченцев», «Захаров-Чеченец» или «Захаров-Дадаюртский» (по названию чеченского аула, где его нашли). Он был очень талантливым портретистом, но судьба отмерила ему всего 30 лет жизни.

Захаров-Чеченец Петр Захарович 1816-1846 Портрет дамы в красном бархатном платье. Конец 1830-х
Захаров-Чеченец Петр Захарович 1816-1846 Портрет дамы в красном бархатном платье. Конец 1830-х

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность сотрудникам музея Тропинина за радушный прием. Встречают экскурсантов по-домашнему, это очень приятно.

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#МузейТропинина #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Учительи ученик