Сегодня ситуация на нашем автомобильном рынке довольно сложная, несмотря на довольно бурный рост продаж новых авто в 2023 году, рынок новых автомобилей, уже довольно сильно "перегрет". Уже нет дефицита новых автомобилей, как это было в 2020-2022 годах, когда продавцы смогли разогнать рынок до небывалых масштабов. Сегодня на рынке снова начали действовать правила покупателя, а не продавца.
2020 год запомнился всему миру, как один из самых непростых годов, но для автомобильного рынка всего мира, этот период также остался в памяти. Огромный дефицит полупроводников привел к тому, что поставки автомобилей очень сильно снизились, а продавцы, видя повышенный спрос на автомобили, сами диктовали нам правила игры.
Большинство людей эти правила принимали, так как люди боялись резкого скачка цен на автомобили. Правда цены разгоняли не сами производители, а наглые продавцы, накидывающие сверху несколько сотен тысяч рублей, а в некоторых случаях и несколько миллионов рублей. С того момента дилеры начали активно продавать всем карты помощи на дороге, продавать дополнительное оборудование за космические деньги и делать все, чтобы выжать из людей все деньги.
В 2022 году от нас ушли все мировые производители автомобилей, а их место очень быстро заняли различные марки китайских автомобилей. С этого момента началась самая настоящая "китайская экспансия" нашего автомобильного рынка.
По итогам 2022 года, наши соотечественники купили аж 121 тысячу новых китайских автомобилей. Уже тогда стало понятно, что тенденция роста продаж этих автомобилей продолжится и в 2023 году. Правда никто не ожидал, что продажи вырастут так сильно.
По итогам 2023 года в нашей стране было продано чуть больше 1 миллиона новых автомобилей. На долю китайских автомобилей пришлось сразу 50 процентов продаж. То есть в 2023 году было продано более 500 тысяч новых китайских автомобилей. Это очень внушительные цифры и большая часть продаж пришлась на четыре самые популярные марки Chery, включая все свои суббренды (Omoda, Exeed, Jetour, Jaecoo, Kaiyi), Great Wall (Haval, Tank), Geely и Changan.
Только по всем этим маркам было продано более 400 000 новых автомобилей, но все остальные китайские бренды не могут похвастаться аналогичными объемами продаж. Да и кому они нужны, если в нашей стране можно услышать только о вышеупомянутых марках автомобилей.
Дилеры за весь год только и успевали, что разгружать автофургоны с новыми машинами, как машины буквально вылетали из салонов. В какой-то момент дилеры, видя такой ажиотаж вокруг этих брендов, начали импортировать их в еще большей степени, что привело к заполнению складов. Правда, осенью покупательский интерес к этим автомобилям начинает потихоньку снижаться.
Ни для кого не секрет, что большинство сделок по покупке новых автомобилей, осуществляется в кредит. В 2023 году люди более активно брали кредиты, чем в прошлом году, что подтверждают официальные источники. А в качестве первоначального взноса, чаще всего идет старый автомобиль, который сдается в трейд-ин. Порой старый автомобиль не может перекрыть даже половины стоимости нового автомобиля, поэтому люди растягивают выплату долга на 3-5 или даже 7 лет.
Правда после повышения ключевой ставки до 15 процентов в конце октября, кредиты для людей стали более дорогими, ведь банки стали выдавать займы под 17-20 процентов, что делает покупку на такой долгий срок, довольно невыгодной. Некоторые банки стали выдавать льготные кредиты по сниженной ставке или вовсе предоставлять беспроцентную рассрочку. Но разумеется все не просто так.
Чтобы получить процентную ставку 9 процентов или беспроцентную рассрочку, нужно набрать в тело кредита различных финансовых продуктов или услуг. А для получения рассрочки, необходимо и вовсе заплатить комиссию в размере нескольких сотен тысяч рублей. Активными пользователями кредитов стали люди, которые брали кредит только ради скидки на новый автомобиль.
В кредит берется небольшая сумма, которую можно смело гасить уже через пару месяцев. В таком варианте покупка и правда могла стать выгодной.
В конце года центральный банк снова повысил процентную ставку до 16 процентов, и кредиты стали еще дороже и недоступнее для людей. Таким образом, на нашем автомобильном рынке утвердились не только продажи новых автомобилей, но и автомобилей с пробегом. Дилеры начали покупать автомобили у людей для продажи по "смехотворным" ценам, а один из них и вовсе отменил обмен.
Все это не сыграло на руку нашим дилерам, так как к концу года на складах скопилось довольно большое количество новых автомобилей. По оценкам экспертов, всего на складах было сосредоточено около 180 000 новых автомобилей. Но к концу года все эти автомобили должны быть проданы как можно больше, что вызвало целую волну скидок на новые китайские автомобили.
Не торопитесь покупать китайские автомобили.
Изучив чаты в Telegram-каналах владельцев самых популярных автомобилей, информация о довольно "щедрых" предложениях от дилеров, подтверждается.
А вот чат владельцев автомобиля Chery Arrizo 8. Стоимость комплектации Ultimate по прайсу 3,5 миллиона рублей. Но дилеры отдают её за 2,6 млн рублей.
А тут предложение еще ниже, аж 2,35 млн рублей, а ведь кто-то покупал её летом за 3,3 млн рублей.
Так что же будет с ценами на китайские авто в 2024 году?
В связи с тем, что на складах дилеров все еще полно автомобилей 2023 года выпуска, дилеры будут вынуждены продавать их с довольно хорошими скидками. Кроме того, продавцам было нелегко повышать базовую процентную ставку, что делало кредиты для людей более дорогими.
По словам Олега Мосеева, основателя проекта "Автомаркетолог», китайские автомобили продолжат дорожать в первом квартале 2024 года:
Китайским брендам приходится бороться за потребителя прежде всего за счет ценовой политики. Дефицита больше нет, и для увеличения продаж вам нужно снизить цены или сократить планы. И если суммировать все планы китайских автопроизводителей на 2024 год, то получается, что они планируют продать 1,3 миллиона автомобилей. В цене китайских машин уже заложена высокая наценка, которой они теперь могут немного достичь. Дилеры и автопроизводители уже предлагают скидки, за исключением отечественных, где ситуация иная.
Так что, если вы планируете купить китайский автомобиль сегодня, звоните дилерам не только в своем городе, но и из соседних городов. Вы можете смело вести с ними переговоры сегодня, потому что им нужно продать свои заполненные склады.