Найти тему

Эта презентация точно для дошкольников? Умение набрать текст - это не про педагогику и ИКТ-компетентность воспитателя

Оглавление

Друзья, привет. Интересный вопрос от подписчика прилетел: "Допустим ли на презентации для дошкольников текст". Ответ, вроде бы, на поверхности, но все же предлагаю разобраться и постараться его аргументировать. Также рассмотрю "вредные советы", которые мне удалось выявить при пролистывании материалов на эту тему в интернете, и выделю случаи, когда текст в презентации для дошкольников всё же имеет место быть.

Презентация для дошкольников - основные правила её создания оформления

Вообще, надо понимать, для чего педагог использует в работе с детьми презентацию? Уже неоднократно говорила о том, что с популяризацией информационно-коммуникационных технологий в нашу жизнь пришли и презентации, которые педагоги на протяжении многих лет использовали где можно и где нельзя, демонстрируя, скажем так, свою ИКТ-компетентность. При этом часто забывая, что умение сделать презентацию технически - это не совсем туда. Это как с документ камерой, помните (оставлю ссылку на этот материал в конце статьи)? Показать, что я умею кнопки на компьютере нажимать - это не про педагогику.

Эта презентация точно для дошкольников? Умение набрать текст - это не про педагогику и ИКТ-компетентность воспитателя
Эта презентация точно для дошкольников? Умение набрать текст - это не про педагогику и ИКТ-компетентность воспитателя

Эпидемия мнимой ИКТ-компетентности, к счастью, последние несколько лет имеет тенденцию к снижению. Педагоги постепенно пришли к пониманию того, что основная задача компьютерной визуализации (презентации, в нашем случае) - демонстрация того, что в реальной жизни мы никогда не увидим и не сможем потрогать своими руками. На фото ниже - яркий пример "подмены".

Изображение из открытого источника. Предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями. Или этот слайд о чём-то другом?
Изображение из открытого источника. Предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями. Или этот слайд о чём-то другом?

Да, почему бы не взять реальные материалы и инструменты для ухода за растениями? Наверняка большинство из них имеются в центре познавательно-исследовательской деятельности. Забегая вперёд, обращу ваше внимание на наличие заголовка к слайду (и уже молчу про белый фон у изображений, информация об этом есть в тематической подборке, касающейся оформления презентаций в целом). Заголовок, он здесь для кого? И о чём? Я сначала даже не уловила, что это что-то типа игры в стиле "Найди лишние предметы". Но заголовок утверждает обратное. А солнце - это тоже предмет? Или это об искусственном освещении? В общем, очень непонятно и непродуманно. И да, запомните точку в конце заголовка (под который подложена тень, что вызывает рябь в глазах), она нам пригодится дальше.

Готовя этот материал, смотрела, что уже написано коллегами насчёт разработки презентаций для детей дошкольного возраста

В целом, большинство педагогов имеют единый подход к оформлению презентаций для детей: спокойный фон, контрастные ему (но не вызывающие "рябь" в глазах) элементы, качественные и пропорциональные изображения и так далее. Но, как говорится, и "на старуху бывает проруха". Вот слайд в лучших традициях горе-дизайнеров:

Изображение из открытого источника. Правила поведения в лесу для дошкольников
Изображение из открытого источника. Правила поведения в лесу для дошкольников

Звезды сошлись, как говорится. Яркий фон, аж десять изображений (сюжетных), под каждым из которых в текстовом формате размещено правило поведения в лесу. Взрослый потеряется в таком визуале, не то что ребёнок.

И, всё-таки, что же с текстом на слайдах для дошкольников?

Увы и ах. Смотрите, что указывается в первом документе, который мне выдал поисковик (понимаете, как высоко это проиндексировано и какая частота кликов у материала?):

Методические рекомендации к созданию презентаций для работы с детьми дошкольного возраста. Что здесь не так?
Методические рекомендации к созданию презентаций для работы с детьми дошкольного возраста. Что здесь не так?
  • Короткие слова и предложения? Ну предположим, ок. А предложений сколько? Может штук 5 коротеньких? Нормально будет?
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории? А зачем эти заголовки аудитории детской (как раз про слайд с инвентарём для ухода за комнатными растениями). Да, и не забудьте точку поставить в конце заголовка. Вы серьёзно? Откуда автор эту информацию вообще взял? Давайте будем грамотными.
Точки в заголовках не ставятся. Ни в обычном тексте, ни в презентации. Никогда.
  • Ну и не поленитесь количество символов посчитать, чтобы вдруг за 290 не уйти. 290? Это как раз и будет предложений пять.
  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Предпочтительно - не равно обязательно, ага. Размещайте, как хотите?
  • Если на слайде есть изображение, подпись должна располагаться под ним. Да, это общепринятая норма, согласна. Но мы же про детей, им зачем подпись под изображением?
Изображение из открытого источника. На какие группы делятся все растения?
Изображение из открытого источника. На какие группы делятся все растения?

А вот и пример подъехал. Заголовок в виде вопроса и подписи к жизненным формам растений. Вопрос здесь вообще странный, как и ответ на него. Но это ладно, сделаем скидку на дошколку. А ведь это ещё и презентация в презентации, уловили? Ещё и с водяным знаками... Зато подписи к изображениям где надо, внизу.

Изучаю документ дальше. Следом идут основные ошибки при разработке презентации для детей. Мне казалось, что основные ошибки уже были описаны выше. А нет, дальше - больше... Лучше присядьте.

  1. Не применяйте подчёркивание текста, "а то он станет похожим на ссылку". Да, вдруг дети так и подумают. То есть подчеркивание применять нельзя именно по этой причине, а не по причине нечитаемости.
  2. Контактная информация, библиография, авторство вместе с титульным, текст (разного кегля) повсеместно... Эта презентация точно для дошкольников? Тут конференцией попахивает.
Ребят, на этом пункте я закрыла "Консультацию для педагогов детского сада", там осталось ещё 3 листа. И знаете, что огорчает? Этот материал копируется другими педагогами и размещается на популярных "педагогических" ресурсах. Никаких методических фильтров и цензуры. А педагог приходит по запросу и пользуется этим кошмаром.

И да, главный герой этой публикации, всё же, текст. Что, я думаю о нём, вернее, об уместности текста на презентации для детей?

Текста в презентации для дошкольников быть не должно (в 99% случаев не должно)

Почему в 99% случаев в презентации для детей текста быть не должно?

  1. Потому что лишние элементы, особенно не несущие смысловой нагрузки (а не несут они этой нагрузки ввиду пункта #2), будут лишь рассеивать детское внимание (которое и так очень лабильно в этом возрасте) и отвлекать от восприятия действительно нужного материала. Как и анимированные солнышко и тучки, которые размещаются для декора.
  2. Потому что дети (подавляющее большинство) попросту не умеют читать.
  3. Потому что в 99% случаев, размещая текст на слайде, педагог не ставит задачу обучения дошкольников чтению, а преследует совершенно иную цель.

Какой текст и в каких случаях может присутствовать в презентации для детей?

Где этот один процент? А вот:

Знакомство детей с жизнью и делами известных людей. Композиторы, писатели, учёные, космонавты. Портрет известной личности обычно сопровождается указанием фамилии, имени и отчества, а так же годов жизни. Если вы располагаете на слайде лишь одно изображение, под которым будет эта информация, подобный текст будет считаться уместным. Это стандарт относительно портретов известных личностей. В отличие от этого слайда:

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Я бы поняла, если бы эту презентацию использовали классе в пятом. Но не с дошкольниками и даже не с детьми начальной школы. Почему именно этот пример?

Не так давно образование взяло вектор на воспитание патриотических чувств. И понеслось. События, имена и даты, даты, даты. Всё это на слайдах. Эту информацию ребёнку куда приложить? Рассчитывать на то, что на подкорке зафиксируется, я бы не стала. А то, что это поспособствует рассеиванию внимания, за это ручаюсь. На многих слайдах значительную площадь занимает текст, который, судя по всему, предназначается для педагога. Даже в практике презентаций для взрослой аудитории чтение со слайда считается моветоном, а учитывая подходы к оформлению визуала для детей, ситуация усугубляется. Проще простого вынести текст в заметки к слайду или попросту напечатать его на листе.

Даты, которые приобрели символическую значимость. Такие, как годы Великой Отечественной войны, например. 1941-1945 - это не просто дата из учебника истории. Это настоящий символ, отражаемый повсеместно в канун празднования Дня Победы.

Текст, который предназначается именно для прочтения детьми. Такое бывает очень редко и в рамках занятий по обучению дошкольников грамоте. Скорее, это будет вторая половина подготовительной к школе группа (если детский сад работает по Л.Е. Журовой).

Ни один другой случай не оправдывает использование текста в презентации для дошкольников. Текст в презентации детям не нужен, в связи с чем педагог тоже может освободить себя от ненужной технической нагрузки.

И ещё стоит подумать вот над чем: не занимаемся ли мы всё-таки "подменой"? Так ли важно продемонстрировать детям тот или иной материал (и текст в том числе) на экране? Может быть лучше будет информацию материализовать и не злоупотреблять техническими средствами?

Друзья, что думаете по этому поводу? Встречали ли вы подобные материалы? Делитесь опытом в комментариях. А ещё поставьте этой лайк этому материалу, это позволит увидеть его большему числу наших коллег.

Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

И, как обещала, оставляю ссылку на публикацию о документ-камере в контексте проблемы "празднования" Дня всех влюблённых в детском саду:

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые