Друзья, привет. Интересный вопрос от подписчика прилетел: "Допустим ли на презентации для дошкольников текст". Ответ, вроде бы, на поверхности, но все же предлагаю разобраться и постараться его аргументировать. Также рассмотрю "вредные советы", которые мне удалось выявить при пролистывании материалов на эту тему в интернете, и выделю случаи, когда текст в презентации для дошкольников всё же имеет место быть.
Презентация для дошкольников - основные правила её создания оформления
Вообще, надо понимать, для чего педагог использует в работе с детьми презентацию? Уже неоднократно говорила о том, что с популяризацией информационно-коммуникационных технологий в нашу жизнь пришли и презентации, которые педагоги на протяжении многих лет использовали где можно и где нельзя, демонстрируя, скажем так, свою ИКТ-компетентность. При этом часто забывая, что умение сделать презентацию технически - это не совсем туда. Это как с документ камерой, помните (оставлю ссылку на этот материал в конце статьи)? Показать, что я умею кнопки на компьютере нажимать - это не про педагогику.
Эпидемия мнимой ИКТ-компетентности, к счастью, последние несколько лет имеет тенденцию к снижению. Педагоги постепенно пришли к пониманию того, что основная задача компьютерной визуализации (презентации, в нашем случае) - демонстрация того, что в реальной жизни мы никогда не увидим и не сможем потрогать своими руками. На фото ниже - яркий пример "подмены".
Да, почему бы не взять реальные материалы и инструменты для ухода за растениями? Наверняка большинство из них имеются в центре познавательно-исследовательской деятельности. Забегая вперёд, обращу ваше внимание на наличие заголовка к слайду (и уже молчу про белый фон у изображений, информация об этом есть в тематической подборке, касающейся оформления презентаций в целом). Заголовок, он здесь для кого? И о чём? Я сначала даже не уловила, что это что-то типа игры в стиле "Найди лишние предметы". Но заголовок утверждает обратное. А солнце - это тоже предмет? Или это об искусственном освещении? В общем, очень непонятно и непродуманно. И да, запомните точку в конце заголовка (под который подложена тень, что вызывает рябь в глазах), она нам пригодится дальше.
Готовя этот материал, смотрела, что уже написано коллегами насчёт разработки презентаций для детей дошкольного возраста
В целом, большинство педагогов имеют единый подход к оформлению презентаций для детей: спокойный фон, контрастные ему (но не вызывающие "рябь" в глазах) элементы, качественные и пропорциональные изображения и так далее. Но, как говорится, и "на старуху бывает проруха". Вот слайд в лучших традициях горе-дизайнеров:
Звезды сошлись, как говорится. Яркий фон, аж десять изображений (сюжетных), под каждым из которых в текстовом формате размещено правило поведения в лесу. Взрослый потеряется в таком визуале, не то что ребёнок.
И, всё-таки, что же с текстом на слайдах для дошкольников?
Увы и ах. Смотрите, что указывается в первом документе, который мне выдал поисковик (понимаете, как высоко это проиндексировано и какая частота кликов у материала?):
- Короткие слова и предложения? Ну предположим, ок. А предложений сколько? Может штук 5 коротеньких? Нормально будет?
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории? А зачем эти заголовки аудитории детской (как раз про слайд с инвентарём для ухода за комнатными растениями). Да, и не забудьте точку поставить в конце заголовка. Вы серьёзно? Откуда автор эту информацию вообще взял? Давайте будем грамотными.
Точки в заголовках не ставятся. Ни в обычном тексте, ни в презентации. Никогда.
- Ну и не поленитесь количество символов посчитать, чтобы вдруг за 290 не уйти. 290? Это как раз и будет предложений пять.
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Предпочтительно - не равно обязательно, ага. Размещайте, как хотите?
- Если на слайде есть изображение, подпись должна располагаться под ним. Да, это общепринятая норма, согласна. Но мы же про детей, им зачем подпись под изображением?
А вот и пример подъехал. Заголовок в виде вопроса и подписи к жизненным формам растений. Вопрос здесь вообще странный, как и ответ на него. Но это ладно, сделаем скидку на дошколку. А ведь это ещё и презентация в презентации, уловили? Ещё и с водяным знаками... Зато подписи к изображениям где надо, внизу.
Изучаю документ дальше. Следом идут основные ошибки при разработке презентации для детей. Мне казалось, что основные ошибки уже были описаны выше. А нет, дальше - больше... Лучше присядьте.
- Не применяйте подчёркивание текста, "а то он станет похожим на ссылку". Да, вдруг дети так и подумают. То есть подчеркивание применять нельзя именно по этой причине, а не по причине нечитаемости.
- Контактная информация, библиография, авторство вместе с титульным, текст (разного кегля) повсеместно... Эта презентация точно для дошкольников? Тут конференцией попахивает.
Ребят, на этом пункте я закрыла "Консультацию для педагогов детского сада", там осталось ещё 3 листа. И знаете, что огорчает? Этот материал копируется другими педагогами и размещается на популярных "педагогических" ресурсах. Никаких методических фильтров и цензуры. А педагог приходит по запросу и пользуется этим кошмаром.
И да, главный герой этой публикации, всё же, текст. Что, я думаю о нём, вернее, об уместности текста на презентации для детей?
Текста в презентации для дошкольников быть не должно (в 99% случаев не должно)
Почему в 99% случаев в презентации для детей текста быть не должно?
- Потому что лишние элементы, особенно не несущие смысловой нагрузки (а не несут они этой нагрузки ввиду пункта #2), будут лишь рассеивать детское внимание (которое и так очень лабильно в этом возрасте) и отвлекать от восприятия действительно нужного материала. Как и анимированные солнышко и тучки, которые размещаются для декора.
- Потому что дети (подавляющее большинство) попросту не умеют читать.
- Потому что в 99% случаев, размещая текст на слайде, педагог не ставит задачу обучения дошкольников чтению, а преследует совершенно иную цель.
Какой текст и в каких случаях может присутствовать в презентации для детей?
Где этот один процент? А вот:
Знакомство детей с жизнью и делами известных людей. Композиторы, писатели, учёные, космонавты. Портрет известной личности обычно сопровождается указанием фамилии, имени и отчества, а так же годов жизни. Если вы располагаете на слайде лишь одно изображение, под которым будет эта информация, подобный текст будет считаться уместным. Это стандарт относительно портретов известных личностей. В отличие от этого слайда:
Я бы поняла, если бы эту презентацию использовали классе в пятом. Но не с дошкольниками и даже не с детьми начальной школы. Почему именно этот пример?
Не так давно образование взяло вектор на воспитание патриотических чувств. И понеслось. События, имена и даты, даты, даты. Всё это на слайдах. Эту информацию ребёнку куда приложить? Рассчитывать на то, что на подкорке зафиксируется, я бы не стала. А то, что это поспособствует рассеиванию внимания, за это ручаюсь. На многих слайдах значительную площадь занимает текст, который, судя по всему, предназначается для педагога. Даже в практике презентаций для взрослой аудитории чтение со слайда считается моветоном, а учитывая подходы к оформлению визуала для детей, ситуация усугубляется. Проще простого вынести текст в заметки к слайду или попросту напечатать его на листе.
Даты, которые приобрели символическую значимость. Такие, как годы Великой Отечественной войны, например. 1941-1945 - это не просто дата из учебника истории. Это настоящий символ, отражаемый повсеместно в канун празднования Дня Победы.
Текст, который предназначается именно для прочтения детьми. Такое бывает очень редко и в рамках занятий по обучению дошкольников грамоте. Скорее, это будет вторая половина подготовительной к школе группа (если детский сад работает по Л.Е. Журовой).
Ни один другой случай не оправдывает использование текста в презентации для дошкольников. Текст в презентации детям не нужен, в связи с чем педагог тоже может освободить себя от ненужной технической нагрузки.
И ещё стоит подумать вот над чем: не занимаемся ли мы всё-таки "подменой"? Так ли важно продемонстрировать детям тот или иной материал (и текст в том числе) на экране? Может быть лучше будет информацию материализовать и не злоупотреблять техническими средствами?
Друзья, что думаете по этому поводу? Встречали ли вы подобные материалы? Делитесь опытом в комментариях. А ещё поставьте этой лайк этому материалу, это позволит увидеть его большему числу наших коллег.
Подписывайтесь на канал "Методист в отставке", чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.
И, как обещала, оставляю ссылку на публикацию о документ-камере в контексте проблемы "празднования" Дня всех влюблённых в детском саду:
Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):